Когда в руки наших детей попадают учебники, которые не прошли испытаний, – это плохо. Плохо, потому что выпущенные в массовое потребление неиспытанные книги – это ошибки, ляпы и неточности, которые остаются с детьми на протяжении 5 лет, поколение за поколением.

Чтобы такого не было, придумали замечательный способ: пошаговое испытания учебников с исправлением ошибок сразу при их обнаружении. В Украине это делается в ряде школ, которые согласились быть пилотными при реформировании украинской школы. Поэтому прежде чем учебник попадет в 1033 опорных школы и 1540 их филиалов, его должны пропустить через себя ученики 136 пилотных школ.

Как пилотируют учебники за рубежом

Украина движется к мировым стандартам, и это хорошо. Пилотирование давно и успешно используют для создания хороших учебников.

Например, разработка учебников в Великобритании происходит следующими шагами:

  1. запрос от учителей или понимание издателем необходимости создания определенного учебника;
  2. первый черновик от авторского коллектива;
  3. комментарии к первому черновику от редакторов и консультантов;
  4. второй черновик;
  5. дальнейшие комментарии и изменения;
  6. пилотирование материалов или образцов материалов;
  7. дальнейшие просмотры поправок и предложений авторским коллективом;
  8. рукопись, поданная издателю.

В Штатах по пилотированию разработаны целые методички (спойлер: их найти значительно проще, чем наши, потому что наших просто не существует!). Пилотирование учебных материалов является частью процесса их принятия во многих школьных округах. Эффективное пилотирование, утверждает методичка, помогает определить, какие материалы действительно обеспечат учителей необходимыми ресурсами для внедрения учебной программы на основе принятых образовательных стандартов.

Для отбора учебников для пилотирования создается специальная комиссия, куда входят учителя, школьная администрация, родители, представители меньшинств. Эта комиссия должна разработать критерии оценки учебников, которые учитывают как требования штата, так и собственные требования школы. Для этих критериев оценки от школы учитывается уровень знаний учеников из ключевых предметов, их сильные и слабые стороны, потребность в специальных условиях обучения. Пилотирование, к слову, учитывает запрос детей с особыми образовательными потребностями.

Инструменты оценки учебника передаются издателям еще до начала пилота, чтобы издатель успел учесть пожелания и увидеть потребности аудитории. То есть, по сути, готовит предложение в ответ на запрос конкретной школы.

Учителя самостоятельно определяют, сколько времени им нужно на пилотирование материалов. В методичке советуют использовать более одной программы для пилотирования, чтобы было с чем сравнивать. Оценки учителей, осуществляющих пилотирование, оказывают значительное влияние на время принятия решения насчет учебника.

Понятно, что коррупция и подкуп комиссии исключаются.

Рассказывая это, я пользуюсь методичкой штата Калифорния, но такая рамка пилотирования, скорее всего, действует плюс-минус в каждом штате.

 

К парте на ощупь: смутные пути испытаний учебников

Как пилотирование выглядит на практике в Украине

Казалось бы, в Украине для школ все понятно и прозрачно.

25 марта на сайте Министерства образования и науки Украины появились рекомендации по модельным программам. Идея в том, что теперь любые педагоги или авторские коллективы, достаточно для этого компетентные, могут подать свои идеи по школьным программам по различным предметам. МОН обозначило рамку для этих программ и попросило подавать модельные учебные программы для 5-х классов (именно 5-е классы в этом году пилотируют НУШ) до 30 апреля 2021 года.

Получив программы, Министерство их рассматривало и давало или не давало гриф. Гриф МОН 12 июля 2021 получило 75 модельных программ. Именно эти программы и должны стать основой для учебников и пособий, по которым будет учиться Новая украинская школа. 14 июля эти программы стали доступны для публичного ознакомления на сайте Института модернизации содержания образования (ИМСО).

Руководитель рабочей группы по созданию новых стандартов образования Роман Шиян объясняет, что пилотные школы до 10 августа подавали заявки о том, какие модельные программы они берут за основу в своей работе. В зависимости от того, какую программу выбрала школа, она в сентябре получит на пилотирование учебник, написанный по этой программе.

И вот тут начинаются сложности, ведь если для школ все, по крайней мере на первый взгляд, кажется прозрачным и понятным, то для издателей, которые подают учебники на пилотирование, сам процесс выглядит, как продирание на ощупь.

Прежде всего, дата 10 августа является ключевой не только для педагогов, но и для издателей. Только если в промежуток времени с 14 июля до 10 августа педагогам из 136 пилотных школ надо ознакомиться и выбрать подходящие программы, то за это же время издателям необходимо ознакомиться с программами, выбрать и НАПИСАТЬ учебник! Или, по крайней мере, его часть на первый месяц.

Но давайте подробнее.

Пилотирование учебников: тайна за семью печатями

Издатели, которые хотят войти на рынок учебников или авторы/ авторские коллективы, которых учителя еще не знают, но которые хотят заявить о себе, прекрасной возможностью для себя рассматривают именно пилотирование учебников. По сути, это окно возможностей, которое открывается раз на многие годы.

Пилотирование или апробация – это процесс, когда преподаватели пытаются заниматься по новым учебникам и дают свой отзыв «вживую».

Именно поэтому Наталья Лотоцкая с командой авторов школы «Грин Кантри» первую попытку попасть на конкурс учебников делала еще четыре года назад, когда было открыто «окно возможностей» для апробации учебников для 1 класса.

«Нам интересно заходить не на класс, а на школу. Имеется в виду, на младшую школу или на старшую школу. Ведь если тебя выбрали в 1 классе, то есть шансы работать и в 2-4 классах. Учителя уже поработали с тобой, знают тебя. Поэтому мы сейчас хотим зайти в 5 класс, потому что если мы заходим в 5, то потом есть шанс быть в 6 и дальше, а если не заходим – это все, шанса нет».

И действительно, в 2021 году, с использованием НУШ в средней школе, для малоизвестных авторских коллективов снова появилась возможность пройти апробацию, чтобы потом завоевать шанс на отбор на «основном» конкурсе, о котором мы писали ранее.

В сентябре 2020 года правительство утвердило государственный стандарт базового среднего образования. На сайте МОН, в сообщении от 30 сентября 2020 года, говорится о том, что с сентября 2021-го предусмотрено пилотирование учебно-методических материалов для 5 классов Новой украинской школы. Каким документом и как должно внедряться пилотирование – пока неизвестно. Говорят, что когда-то эта информация в открытом доступе была, но теперь (по состоянию на написание статьи) на сайте МОН или КМУ ее не найти.

О пилотировании говорится в презентации Госстандарта от МОН, в планах внедрения, но о том, как это будет происходить – ни слова. Но пилотирование вот уже в сентябре!

Похоже, только ИМСО владеет этой тайной информацией. Евгений Баженков, директор ИМСО, говорит о процедуре получения информации о пилотировании именно через Институт:

«Все издатели контактируют с Институтом модернизации содержания образования. У нас есть первый заместитель, доктор педагогических наук, Завалевский Юрий Иванович, который является ответственным лицом, назначенным министерством, чтобы координировать пилотирование».

На сайте ИМСО на дату написания статьи нет ни информации о том, что именно Юрий Завалевский является ответственным за информирование об апробации, ни даты проведения пилотирования не найти. Единственный документ, который имеет хоть какие-то привязки к датам апробации, можно найти в виде скана (а следовательно, текст поисковик не считывает) на сайте НМЦ профессионального развития руководящих и педагогических работников учреждений, учреждений дошкольного образования и учреждений общего среднего образования. Это Приказ МОН от 02.04.2021. В этом документе обозначены временные рамки с шагом в месяц по внедрению нового стандарта базового среднего образования.

Найти этот приказ удалось не по поисковому запросу «пилотирование» или «апробация учебников стандарт базового среднего образования», что было бы логично. Нет, этот приказ вынырнул при попытке найти, где же есть информация, что именно Завалевский является контактным лицом по пилотированию учебников. Запрос звучал буквально «Завалевский Юрий пилотирование» – и приказ лежал в самом низу первой страницы выдачи Google.

О да, найти методичку пилотирования учебников в штате Калифорния куда проще!

Итак, из-за отсутствия открытой информации на официальных ресурсах, авторы или издатели, которые не варятся годы в учебниковой кухне, шансов разобраться с условиями пилотирования практически не имеют.

 

К парте на ощупь: смутные пути испытаний учебников - 2

«Швидка робота – животу скорбота»

Но, как выяснилось, даже зная, к кому идти, вы не всегда можете получить необходимую информацию о сроках подачи материалов на пилотирование. Наталья Лотоцкая комментирует:

«Мои авторки 23 июля ходили к заместителю [Завалевскому], потому что они не понимают [сроков подачи]... 23 июля они спросили, когда дедлайн подачи на экспертизу материалов для пилотирования. И он сказал: «Это еще неизвестно, девочки». Мы ему поставили не какой-то секретный вопрос. А в тот день, когда он сказал, что дата неизвестна, некоторые издатели уже выставили свои материалы учебников [на сайт]».

Получается неприятная ситуация, когда все знания по пилотированию не являются доступными общественности, а сконцентрированы в одних руках. А значит, не все издательства имеют равный доступ к информации. Кто-то имеет к ней доступ раньше и может успеть подготовиться. А кто-то вынужден делать все в последний момент...

Такая непрозрачность подкашивает силы и нервы даже тех авторских коллективов, которые нашли издателя, что уже не один год подается на конкурс. Так, например, в этом режиме выглядит подача на пилотирование учебника:

«Вот я буквально вчера смотрела на письмо, в котором были утверждены [модельные] программы, – делится впечатлениями Наталья Лотоцкая. – Это письмо было подписано в начале июля, вывешенное [на сайт ИМЗО], кажется, 14 июля, но реально эти программы лежали в ИМСО с апреля, уже в июне были утверждены, но с июня до 14 июля лежали сначала месяц на подписи и считались конфиденциальными, а после этого еще дней 10 лежали не опубликованными. Получается, что я сижу и жду, обновляю сайт ИМСО, ожидая программы, 14 июля их получаю, а 10 августа надо уже представить материалы для учебника. Пусть это не весь учебник, а только материалы одного месяца обучения. Но все равно, мы не можем создавать материалы для месяца работы без понимания концепции всего учебника!»

 

К парте на ощупь: смутные пути испытаний учебников - 3

 

Сверки с датами появления материалов в открытом доступе действительно не дают издателям и авторам шанса качественно выполнять свою работу.

«С 14 июля, когда я наконец получила модельные программы, по 10 августа – это 26 календарных дней. Из них пусть 20 – это рабочие дни. Я хочу написать книгу под программу и податься. Как выглядит схема. Я автор и я составляю свою программу под существующую [модельную] программу. Ведь [утвержденная ИМСО] программа предусматривает тематики, а не темы. Например, есть большая общая тематика «Питание», но сюда можно дать любую тему: ресторан, закупки, приготовления пищи дома... Я как методист, даже если я очень-очень крутая, имею на это потратить хотя бы два-три рабочих дня. Далее я должна сесть писать этот материал. Далее – найти дизайнера и верстальщика, который мне все это поможет оформить, прорисовать, подыскать фотографии. Далее я должна найти пруф-ридера, который после меня это все вычитает... И вот на все про все у меня до 20 рабочих дней».

В то же время, возмущается авторка, на сайте одного из издательств-участников пилотирования 22 июля появляются материалы о том, что пилот учебника к запуску готов. Наталья задается вопросом, как можно, имея доступ к обнародованным программам на уровне со всеми, то есть 14 июля, уже 22 июля иметь готовый пилот?

Как это произошло, пока неизвестно, однако такие случаи оставляют больше вопросов, чем ответов.

Педагоги, в свою очередь, очень недовольны качеством учебников, попадающих в пилот.

Старшая научная сотрудница Института математики НАНУ Ирина Егорченко рассказывает:

«Учебник мне дали просто почитать как частному лицу, не как официальном эксперту. Мол, «посмотри, какой ужас». Это был Естественный интегрированный курс, учебник для пилотирования в 5 классе. Учителя тех учебников до начала пилотирования не видели. В этом учебнике есть преступные, неприемлемые вещи, на которые учителя даже не обратят внимания – псевдонаука, просто глупости (не будут проверять), привычные глупости (народные приметы, по которым детям врут, что это истина), возрастные несоответствия, безграмотность, плагиат, кражи чужих фото и рисунков, использование фото лиц, которые не давали согласие на их использование. Сейчас еще напихали слов на английском – учитель неанглийского их точно не знает, будет читать некорректно и учить детей неправильно. Я обратила внимание на скрытую рекламу «Лего» и «Кока-Колы» (вопрос о формуле Кока-Колы – формула секретная, как детям отвечать?). Псевдонаучная ноосфера продвигается...»

Вопрос о качестве учебников для пилотирования вызывает у учителей скорее раздражение и претензии в сторону издателей. Но похоже, что издатели сами в условиях отсутствия выбора из-за непродуманности системы пилотирования.

И здесь мы, родители детей и педагоги, останавливаемся перед другим вопросом: или плохие учебники, или никаких. Потому что качественные в этих условиях создать невозможно.

В общем, пилотирование в мировой практике (по крайней мере, той ее части, где учебники качественные) выглядит довольно продуманным и отлаженным процессом. Материалы о пилотировании в открытом доступе, казалось бы – бери лучшие практики, отточенные годами!

Но в Украине – свой путь. И он тернист. Проторенные дороги – для слабаков.

Конечно, все это печально и вызывает страх о будущем образования и качества обучения. Но будем надеяться, что это лишь побочные явления переходного периода на новые стандарты образования.

Переходного периода, который немного затянулся.

 

Настя Мельниченко

Настя Мельниченко

Дата публикации: 7 сентября 2021