Сегодня мой сын спросил меня: "Мам, а почему нам так рано надо в школу?”. Было семь утра, мы тянулись в пробке через туман. Я никогда об этом не задумывалась, но ответ пришел в голову сам: "Потому что раньше люди шли на завод работать очень рано... Школа готовила их к работе на заводе…” – сказала я и загрустила. Странная причина начинать уроки так рано в 2021, правда?
Сейчас все меньше людей ходит на заводы: производство автоматизируется, людей заменяют работы. Понемногу мир приходит и к дистанционной работе, и к плавающему графику, и к четырехдневной рабочей неделе. Большинство из нас едет на работу на 10 или даже 11 (если едет). Почему же тогда школа до сих пор готовит к работе на заводе? Что еще пропускает школа из веяний 21 века и успеет ли она приспособиться к новым вызовам?
Футурологи утверждают: школьное образование безнадежно отстало от потребностей времени. Но есть ли альтернатива традиционному школьному образованию, которая соответствует запросу изменений? А в Украине?
Классически обучение воспринимается так: ребенок – это пустой сосуд, который надо доверху набить знаниями. Поэтому учебники по истории до сих пор перенасыщены фактами, но не дают понимания общих процессов, химия или физика заставляют съежиться от нашествия формул и теории, но не показывают, где это все можно применить на практике, дети зубрят правила по украинскому, но не имеют языковое чутье...
Но дело в том, что держать в голове множество фактов – при наличии гугла – просто не нужно. Зато нужно другое. Например – критическое мышление, чтобы отличить качественную информацию от бреда, способность к анализу, обработке больших массивов информации и синтеза выводов на основе этого.
Уже не первый год Всемирный экономический форум в Давосе определяет перечень "навыков будущего”, без которых человек в меняющемся мире просто не выгребет. Футурологи уверены: школа должна сконцентрироваться именно на выработке этих навыков, а не зубрежке массивов информации.
Вот такие навыки будущего будут востребованы от вчерашних выпускников школы по нынешней версии:
Активное обучение / интерес / рост мышления (то, что украинская школа отбивает начисто).
Эмоциональный интеллект (в украинской школе никак не развивается).
Лидерские навыки (в принципе, само пребывание в коллективе способствует развитию навыков у некоторых детей, но часто, к сожалению, это не экологическое лидерство, а утверждение правоты того, кто сильнее (и не духом)).
Коммуникационные навыки и навыки кооперации (в условиях нашей школы это скорее извечная конкуренция).
Умение быстро принимать решения, проанализировав входные данные, последствия и другие определенные и неопределенные условия (за ребенка в школе решает учитель и администрация).
Креативность, идейность, инновационность (ага, бедный тот ребенок, который рискнет в школе покреативить).
Критическое мышление (но сода лечит рак).
Умение решать проблемы комплексно (алло, где о таком говорят в школах?).
Аналитическое мышление.
Системное мышление (вся школьная программа – это АНТИсистемное мышление).
"За время обучения в школе ребенок набирает ну пусть процентов 15-20 всей информации о мире, которой владеет взрослый человек в 30-35 лет. Вся остальная информация на самом деле набирается позже. И если это признать, то немного иначе относишься ко всему учебному процессу. То есть [в нашей школе] занятия сложные, очень глубокие и серьезные, но при этом мы понимаем, что их должно быть много и у нас нет задачи запихнуть все-все-все в ребенка, пока она учится у нас. Зато ребенок получает опыт глубокого исследования отдельных вопросов, поиска информации, создания связей между фактами. Имея это умение, затем – обычно после 20 лет – человек уже сам формирует целостную картину мира. И вот теперь с пониманием всего этого мы формируем всю нашу систему [обучение в школе]", – говорит Петр Черноморец, соавтор образовательной системы "Майбутні", об одноименной школе.
Филипп Духний, директор общеобразовательной школы с инженерным уклоном "БроБотс", рассказывает, как дети усваивают "навыки будущего": "Мы считаем, что мягкие навыки нельзя преподавать отдельным предметом. Их надо накладывать на школьные предметы. Например, создание команд при работе над техническим проектом, кооперация внутри команды, распределение обязанностей, координация... Они все это сами делают, регулируют, мы им помогаем, объясняем. У нас есть еще один уникальный предмет, который называется "спортивное выживание". Это когда приходит специальный инструктор и учит технике безопасности, как выживать в лесу, выживать в ситуациях опасных... Дети играют в различные командные игры для того, чтобы выработать взаимодействие".
В 2020 году журнал "Форбс" отмечал, что для того, чтобы соответствовать требованиям времени, современная школа должна ставить вопрос ментального благополучия детей на первое место. Школа на всех уровнях должна оказывать эмоциональную поддержку ребенку.
"У нас есть баланс между поддержкой и фрустрацией. С одной стороны мы поддерживаем детей, помогаем, поощряем, включаемся в то, что происходит, а с другой стороны мы много требуем. В первый же год у нас появился психолог и еженедельные групповые встречи детей с психологом. В расписании есть психология: это не в полном смысле терапия, это скорее встречи, на которых они общаются на волнующие темы, решают конфликты, ситуации... Задача психолога в нашей школе – развивать у детей эмоциональный интеллект. Он учит понимать свои эмоции и учитывать эмоции и чувства других", – говорит Филипп Духний.
"Когда мы делаем систему школьного образования, то основной наш вопрос – для кого мы работаем, кто наш клиент? (...) – спрашивает Петр Черноморец, и тут же отвечает. – Мы себе ставим клиентом именно нашего ученика через 15 лет. И, соответственно, мы видим, что должно происходить с этим человеком. Во-первых, ему нужно уметь быть счастливым и гармоничным, соответственно, школа не может быть местом, где происходит насилие над личностью. Только когда человек имеет достаточно свободы и безопасности, он способен продуктивно работать на стратегические цели, не теряя при этом себя и свои потребности. Нам важно никогда не забывать, что мы не живем сейчас ради когда-то, а мы живем сейчас ради сейчас плюс закладываем фундамент будущего. Второй фундаментальный контекст [с которыми мы как школа работаем] – это умение понимать себя, свои особенности и понимать, как их можно интегрировать в мире. И третий аспект – это понимание того, как устроен, собственно, мир. В нашей парадигме этот контекст на третьем месте".
Школа BroBots возникла в Броварах как небольшой социальный проект, а именно – кружок робототехники. Передав нескольким областям Украины опыт создания интересного детям пространства, бывший кружок перерос в полноценную школу в центре Киева, где сейчас учится 100 детей.
"У нас у детей много свободы, – гордится подходом школы Филипп Духний. – У детей есть возможность делать собственные индивидуальные проекты: выбирать себе тему проекта, выбирать себе учителя, работать с ментором, который нравится. Ученики могут делать домашнее задание, когда им удобно, главное условие – должны выполнить его в школе. Есть много детей, которые используют перерывы между уроками, обеденные перерывы, свободное время – для того чтобы делать домашнее. А вообще у нас есть специальное время для выполнения домашнего задания, и пока оно не будет сделано – им не отдают мобильный телефон".
Школа "Майбутні" не является лицензированной, но желающих в ней заниматься – мотивированных, решительных, жаждущих знаний школьников – здесь более чем достаточно.
"Мы создали комфортное пространство, где есть взрослые, которые имеют определенный авторитет, потому что они сами по себе как личности авторитетные, эти взрослые обеспечивают детям поддержку, помогают им организоваться, но, в основном, дети организуются сами. У нас почти нет правил на старте. Мы с ними подписываем декларацию: они соглашаются, что пришли в школу учиться, что для того, чтобы они здесь учились, они физически должны здесь находиться, и для того, чтобы обучаться, здесь не должно быть физического и эмоционального насилия. А еще здесь не должно быть алкоголя и психоактивных веществ. Это то, что мы заводим на старте, и все соглашаются, что это логические условия. Все остальные правила мы создаем вместе [с детьми]", – рассказывает Петр Черноморец.
Дети приобщаются не только к разработке школьных правил, но и к наполнению собственной учебной программы.
"Мы просто с детьми садимся и ставим вопрос: двигаемся мы здесь с целями школы? Происходит обучение и происходит ли оно наилучшим из возможных способов? И соответственно, если ответ "нет", то что надо менять", – рассказывает Петр Черноморец.
Школа без постоянного расписания? Кажется, что дети просто не будут заниматься... Но при правильной организации – эффект противоположный!
"В этом году у нас три новых класса в старшей школе и первый месяц мы посвящаем знакомству с предметами и преподавателями. У детей есть конкретные расписания, занятия – три пары по полтора часа в день. На эти пары приходят преподаватели и предлагают то, что считают нужным, детям. После этого преподаватели заявляют детям свои учебные курсы. Курс – это 5-6 занятий. И дети записываются на эти курсы. Те, на которые записалось 6 и более детей, заводятся в расписание. Мы вместе с детьми – делегатами от классов – будем садиться вместе и создавать расписание, и каждый ребенок будет ходить именно на те курсы, на которые он захотел. Почти точно будут накладки, придется выбирать, но это жизнь.
Так дети изучают именно то, что считают нужным, причем на этот год у нас приняты 6-недельные циклы, то есть дети могут попробовать, понять что-то для себя и прекратить ходить на какое-то направление, или выбрать что-то совершенно новое для себя. Могут попросить о курсах, которые мы даже не предложили, а они хотят.
Например, так появились формальная и математическая логика, микробиология, кулинария, японский язык, арабская культура, философия аниме... У нас появляются иногда очень странные курсы – и все это по запросу детей".
Мы привыкли к формату, что учитель ведет, а ученик покорно следует тому, что предлагает учитель. Поскольку умение активно учиться и познавать, быть креативным и инициативным – это навыки будущего, то традиционный формат урока должен трансформироваться в новый, именно способствовать развитию этих умений. Поэтому, считают в Мельбурнском королевском технологическом институте, будущее лежит за обучением, где ученики являются соавторами процесса познания.
Классы современной школы должны стать пространствами взаимодействия и совместного творчества. Для этого применяется концепция "перевернутых уроков", когда дети прорабатывают новый материал дома самостоятельно, а класс используют для практического применения усвоенного. Учитель в этом процессе – проводник и ментор.
"По факту, Грин Кантри является единственной школой, где эта концепция исследована и внедрена последовательно, в соответствии с рекомендациями ее авторов, – рассказывает Наталья Лотоцкая, основательница упомянутой сети школ. – "Перевернутый урок" нам удалось реализовать благодаря сильной команде методистов-экспериментаторов, собственной образовательной платформе, которая содержит тысячи задач, тренировочных упражнений, видеообъяснений, таблиц и большой базе учеников, от которых регулярно получаем обратную связь. Идея концепции состоит в том, что учитель переходит из роли лектора в роль ментора, а ученики из пассивных слушателей в соискателей знаний. Первичная обработка нового материала возложена на учеников, а практика и закрепление происходят в классе. То есть все имеют доступ к определенной библиотеке материалов, а учитель строит урок, минуя этап стартовой презентации материала".
Метод перевернутых уроков начали два учителя средней школы из штата Колорадо – Джонатан Бергманн и Аарон Самс – в 2007 году. Эта методика позволяет детям усваивать материал в своем темпе и иметь равные шансы быть готовым к уроку. Пространство школы используется для работы в группах и создания проектов.
Масштабное исследования 2011 года показало, что применение "перевернутых уроков" дало рост вовлеченности учащихся в классную работу с 41 до 85% (и это, отмечается в исследовании, наиболее впечатляющий результат из всех задокументированных в исследовании образования). Исследование 2013-го показало улучшение результата в оценках на 11% после перехода на "перевернутые классы".
"Какие ключевые преимущества методики мы видим: во-первых, дети учатся с помощью тех методов и инструментов, которые им близки. То есть они могут учиться с помощью компьютера, планшета или телефона. Они теперь не могут "забыть домашку дома". Во-вторых, благодаря методике и платформе дети с разными способностями и образовательными потребностями могут быть одинаково успешными: все материалы хорошо структурированы, красивы, актуальны и современны, в одном уроке объединены различные способы подачи материала (упражнения, инфографика, таблицы, видео, аудио, тексты, различные инструменты для выполнения упражнений)", – рассказывает Наталья Лотоцкая.
Вдохновившись успехом введения "перевернутого урока", школа "Грин Кантри" разработала альтернативную программу обучения английскому языку GC Books. Вне самой школы по этому подходу работает более 1000 учеников.
"Ознакомление и запоминание нового материала (лексические и грамматические темы) переносится на самоподготовку (Self-Study). Так на занятиях у учеников больше времени на практическое применение языка. Подготовка Self-Study происходит через онлайн-платформу – учащиеся знакомятся с учебными видео и выполняют тренировочные упражнения для запоминания материала. То есть дома дети работают с онлайн-платформой, а на уроке – в парах или мини-группах под менторством учителя, – рассказывает руководитель отдела авторских материалов GC Books Катя Кравченко. – Что получает преподаватель:
- поминутные планы занятий;
- личный кабинет преподавателя с электронным журналом группы;
- автоматизированную проверку тестов;
- методические консультации;
- подписку на серию тренингов от Учебно-методического отдела сети школ Грин Кантри.
Всего по популярной системе "перевернутых уроков" в Украине занимается более 8000 учащихся. Надеюсь, это позволит в конечном итоге оценивать их эффективность на собственном опыте".
Мои дети получают новую информацию, просматривая видео. Они не готовы погружаться в массив текста. С одной стороны, это грустно, а с другой стороны – это реальность, с которой надо работать. Нам некуда деваться от того, что книги как единственный источник знаний – отступают.
Дизайн мобильных приложений, вся эта анимированность, мгновенный отклик на взаимодействие – это создает нового потребителя информации, который хочет взаимодействовать с контентом и видеть отклик.
А тут еще ковид... Глобальная пандемия показала, что онлайн-обучение может быть эффективным. Если раньше онлайн-платформы вроде Coursera были разве что приложением к основному образовательному процессу, то за год мы вынуждены были освоить все возможные инструменты онлайн-обучения, ведь выбора не было. Мы научились работать в группах, делать интерактивные упражнения, проходить тестирование онлайн, представлять видеопроекты.
"Мы используем технологии и на самом уроке, и в подготовке, – делится опытом Анастасия Турко, репетиторка-тьюторка по физике и математике, основательница репетиторского центра Sigma school. – Во время урока мы пользуемся различными играми-тестами как в сети, так и офлайн. Пользуюсь планшетом и графическим планшетом: так уменьшилось количество использованной бумаги, удобнее писать на доске.
На домашнее задание даю часто интересные задачи, такие как раскраски математические, просмотр и обработка видео, небольшая поисковая работа "А что это такое?". Те, кто изучает математику, могут получить нужный материал комплексно, а не искать все отдельно, по темам. Например, я пользуюсь математическим сайтом, на котором есть все по геометрии. Нахожу нужную тему и сбрасываю ребенку ссылки.
Уроки теперь стали интересные, веселые".
Анастасия уверяет, что использование современных технологий помогает удержать интерес ребенка. Постепенно это понимают не только отдельные мелкие бизнесы, но и происходят сдвиги в системе традиционного образования.
С сентября 2021 года 7 киевских школ тестируют STEAM-подход к обучению информатики. Это – совместный учебный эксперимент “ЛИТЕР-ІКТ” и Института последипломного образования Киевского университета имени Бориса Гринченко.
"Это – научный эксперимент. Идея проекта в том, что надо трансформировать информатику. Обычно в школах детей на информатике учат основам программирования. Это не очень интересно. Кроме того, современная учебная программа по информатике нуждается в обновлении и осовременивании. Программирование должно занять свое место и стать интересным и захватывающим. Обычно в общеобразовательных школах, в которых уже преподают программирование, дети программируют контроллеры на платах для разных задач. Но это совсем не интересно, и поэтому большинство детей плохо воспринимает программирование, и в целом предмет информатика их мало интересует.
Наш проект нацелен изменить эту ситуацию, чтобы информатика стала интересным и желанным предметом для учеников, чтобы большее количество детей связало свое будущее с компьютерными науками. В проекте ученики будут изучать различные языки программирования, снимать и монтировать видео, знакомиться с интернетом вещей, искусственным интеллектом и решать такие задачи, с которыми мы уже часто можем встретиться в повседневной жизни. Учебные модули программы, кроме базовых знаний, дают детям выбор развиваться по своему желанию в информационных технологиях, – рассказывает Сергей Якубов, научный сотрудник Института последипломного образования Киевского университета имени Б. Гринченко, ментор учебного проекта "STEAM-информатика".
Мы создали учебный план таким образом, чтобы в первом модуле все ученики изучали основы программирования на примере программируемых дронов, с целью заложить прочную компетентностную базу. А уже со второго модуля дети могут выбирать себе конкретную специализацию. Кому-то интереснее снимать видео или изучать искусственный интеллект, или просто программировать, или быть веб-разработчиком. И там есть разные варианты, чтобы дети выбрали, что хотят изучать, и уже получали какие-то дополнительные знания и отрабатывали работу в команде. Дрон – это больше инструмент для обучения. В перспективе может быть любой другой роботизированный механизм. Но с дрона пока самое интересное начать".
По словам организаторов, это позволит школьникам изучать предмет интерактивно, сразу применять знания на практике – программировать дроны на выполнение различных задач – и понимать, что в будущем эти знания им 100% пригодятся.
В общем, за время работы над материалом мне закралась мысль, что наше образование развивается какими-то параллельными путями. Есть откровенно устаревшие и несоответствующие времени государственные школы – и есть современные, яркие проекты, но – частные. Эти частные проекты и инициативы и есть надеждой на качественное образование. И являются, собственно, образцом для государственных школ.
Остается лишь вопрос: а когда государство отреагирует на вызовы времени? И когда обычная городская и сельская школа будет выпускать людей, которые будут чувствовать себя комфортно в новом, меняющемся мире?..
Настя Мельниченко