74 дня или 2 месяца и 2 недели - столько длился режим "школы дома" в украинских заведениях школьного образования. Для многих хоумскулерив это стало определенным челленджом, кто-то легко самоорганизовался с первых дней виртуального обучения, а кто-то вообще мог появиться на уроке два раза за весь карантин.

Из-за пандемии всем образовательным учреждениям пришлось освоить новый безопасный формат обучения. По данным международного социологического центра "Statista" количество учащихся и студентов детсадов, начальной, средней, старшей школ и университетов, обучающихся онлайн, в конце марта этого года выросла до 1,38 миллиарда учеников по всему миру. Рост является колоссальным, если учитывать, что еще в конце февраля количество учеников, учившихся онлайн составляло лишь 300 000 000.
Несмотря на то, что учебный год 2019-2020 уже закончился, пандемия все еще не оставила нас, потому точно не известно вернутся ученики в свои классы осенью. Мы решили поговорить с учениками общеобразовательных школ, кружков и образовательных проектов и родителями некоторых учеников о том, что они думают о дистанционном образовании.

 

Андрей Таранишин
ученик каховской общеобразовательной школы

1) Какое обучение нравится Вам больше - дистанционное или непосредственно в классе?

Сложно ответить. Особенно через неравные промежутки времени обоих типов обучения. В классе мы учимся 10,5 лет, а дистанционно - всего несколько месяцев.

2) Влиял ли формат на Ваше восприятие новой информации? Как?

В классе легче понять какие-то концепции или темы, так как я непосредственно вижу учителя, а также потому, что привык уже к традиционному методу.
На дистанционном обучении мне немного легче, потому что время на тесты занимает не 20 минут, как в школе, а может длиться дольше. Это помогает, когда я застреваю на каком-то задании. Поэтому мои оценки на карантине улучшились. Ну, и как можно не вспомнить то, что все уроки можно посещать, не вставая с кровати?

3) Как Вы считаете, какие есть плюсы дистанционного обучения?

Уроки начинаются чуть позже, чем обычно. Можно проснуться за 5 минут до их начала. Это удобно, не надо долго собираться, а потом куда-то идти. Этот пункт будет, пожалуй, неактуальным для многих, но как у ученика 11 класса, у меня стало меньше домашнего задания. Гораздо более гибкий график, то есть срок сдачи многих работ существенно продлевают, если сравнить с обучением в школе

4) А как насчет минусов?

Большое количество вещей, на которые можно отвлечься. Мозг еще пока не привык к такому способу обучения, а слова «школа» и «спальня» находятся в противоположных углах сознания. Поэтому бывает, что он зум-уроки за уроки даже и не воспринимает и постоянно хочет заглянуть в Инстаграм.
Школа, с другой стороны, это самое место, куда приходишь учиться, и там меньше соблазнов сачкануть на уроках, и возможностей для этого также мало.

5) По вашему мнению, как можно было бы сделать дистанционное обучение качественнее?

Наибольшей преградой было большое количество новых программ и сервисов, необходимых для функционирования дистанционного обучения. А также то, что не было объяснений и инструкций по их использованию.
Поэтому хотелось бы видеть помощь именно в этом техническом аспекте обучения.

Анастасия Саквенко
студентка школы английского Green Forest

1) Какое обучение нравится Вам больше - дистанционное или непосредственно в классе?

Я думаю, что все-таки ничего не сможет заменить обучения в классе. Для меня очень важно живое общение с людьми и просто иметь какой-то тактильный контакт.
Но дистанционное обучение было хорошей альтернативой для ситуации, в которой мы оказались во время пандемии

2) Влиял ли формат на Ваше восприятие новой информации? Как?

На самом деле формат никак не смог повлиять на мои успехи / неудачи, ведь здесь все зависит от твоей мотивации.
Но за период дистанционногр обучения было ощущение, что ты как-то больше законектился с тичером и студентами, что, по моему мнению, было очень круто.
Просто, когда ты находишься на дистанционном, то больше играет твоя собственная же дисциплина и самоконтроль

3) Как Вы считаете, какие есть плюсы дистанционного обучения?

В первую очередь, не нужно тратить время и средства на дорогу. Я живу за городом, поэтому иногда с дорогой возникают проблемы.
Во-вторых, мне очень понравился вайб, который был на уроках:
студенты были более расслаблены, могли показывать что-то интересное, что у них есть дома - кошек, например.
В-третьих, у меня было ощущение, что на онлайн-уроках все было сконцентрировано именно на учеников, а не на задачи, которые нужно сделать в течение урока и это также было очень-очень круто!

4) А как насчет минусов?

Я думаю, что основным минусом в онлайн-обучении были видоизменены активитиз в сторону онлайн-формата
Бесспорно, во время онлайн-уроков мы имели интересный интерактив, но это было совсем не то.

5) По вашему мнению, как можно было бы сделать дистанционное обучение качественнее?

По моему мнению, для улучшения дистанционного обучения можно использовать много онлайн-ресурсов, то есть сделать все онлайн-активитиз интересными и полезными. Например, использовать больше онлайн-игр, таких как hangman тому подобное.

Даниил Кокотюха
ученик киевской общеобразовательной школы

1) Какое обучение нравится Вам больше - дистанционное или непосредственно в классе?

Непосредственно в классе, так информация воспринимается легче и присутствует формат прямого диалога, которого нет в дистанционном формате.

2) Влиял ли формат на Ваше восприятие новой информации? Как?

Так, влияет, потому что техническая часть школьных дистанционных уроков не всегда является надежной, поэтому вся информация должна была проходить процесс повторного изучения уже самостоятельно.

3) Как Вы считаете, какие есть плюсы дистанционного обучения?

Во-первых, я не привязан к одному месту во время обучения.
Во-вторых, могу находиться в комфортных условиях - это и одежда по собственному желанию, и напитки / еда, то есть все, что не регламентируется школьными правилами.
В-третьих, есть определенная свобода в выполнении домашнего задания, которое начало быть разнообразным. Просто проверка конспекта, по-моему, не так сильно влияет на уровень знаний подростков и детей. Повторно изучая темы после занятия, есть шанс ее закрепить.

4) А как насчет минусов?

Прежде всего, большинство детей и подростков не имеют свободный доступ к интернету и приложений (зум, скайп и т.д.), особенно от этого страдают многодетные семьи.
 С другой стороны, мне действительно жаль учителей, вынужденных в некомфортных для себя условиях постоянно перегружать собственное здоровье, а время для подготовки к занятию, как мне известно, стало уходить гораздо больше.
Напоследок, отсутствуют адекватные способы проверки знаний и их предоставления, пока школьное дистанционное обучение, в том формате, в котором оно есть на данный момент, это просто быстро созданий костыль, а не альтернатива офлайн-занятием.

5) По вашему мнению, как можно было бы сделать дистанционное обучение качественнее?

Делать меньший акцент на конференции, так как они доступны не каждому, вдобавок, большая часть учеников на них не приходит. Наладить четкую систему выдачи-получения заданий и знаний, чтобы это было действительно в онлайн формате, а не перенесена школьная парта.
Возможно, надо объединить все в один ресурс, сайт, и бросить тогда на его стабилизацию все силы, потому что сейчас из-за разнообразия приложений сайтов и всего остального непонятно, чем надо пользоваться, а чем нет.

Екатерина Босяченко
Студентка, участница образовательно-театрального онлайн проекту

1) Говоря о театральных образовательных проектах, как Вам больше нравится работать над спектаклями - дистанционно или непосредственно в театре?

Мне точно нравится находиться среди людей, работать над спектаклем, находясь в одном помещении. Я как человек-экстраверт, привыкла получать энергию от окружающих, без этого не могу нормально существовать. Но должна признать, что формат онлайн репетиций все же имел преимущества.
В некоторых моментах мне даже понравилось. И я думаю, что время от времени могла бы такое практиковать, но только при большой необходимости.

2) Влиял ли формат на Ваше восприятие новой информации? Как?

Думаю что повлиял, но не с чем сравнивать. То есть это было что-то настолько новое, необычное. И результат также был новый. Если учитывать, что это такое впервые, то мы справились хорошо и сделали динамичную, интересную и смысловое представление.

3) Как вы считаете, какие есть плюсы работы онлайн?

Первый плюс - это новый полученный опыт. То есть теперь мы знаем, что даже такие трудности нас не останавливают в создании спектаклей. Если брать карантин в целом, то это был конечно плюс, что мы могли быть так далеко, но в любой момент рядом. И это спасало - такое объединение. Мы смогли представить спектакль большему количеству зрителей, в том числе из других стран. И все смотрели одновременно.
Другим плюсом является то, что мы смогли даже онлайн наполнять друг друга и зрителей энергией, хотя и не в таком объеме, как в театре. Также мы имели возможность работать с актерами из Германии, спрашивали у них, как там проходит карантин и чем они занимаются. Вот это очень здорово, общаться с людьми, когда они очень далеко.
Еще один плюс, что можно быть одновременно в "многих местах". То есть не тратится время на дорогу, например на ту же репетицию, а можно спокойно делать свои дела, а после, я шла заниматься спортом.
Мои родители также имели возможность увидеть чем я живу, какие роли играю, процесс репетиций. Моя мама даже подкинула одну полезную идею в сценарий, когда случайно слышала репетицию.

4) А как насчет минусов?

Страшно, когда весь твой мир находится только на экране ноутбука, и как только закрываешь его, все исчезает и наступает тишина. Будто стирается грань между реальным миром и виртуальным, и без компьютера у тебя нет какой-либо цели, задачи, развлечений, друзей. Нет энергии зрителя, ты отдаешь все экрану, а взамен ничего не получаешь.

5) По вашему мнению, как можно было бы сделать дистанционный формат качественнее?

Я считаю, что онлайн-проекты и так улучшились за период карантина, насколько это возможно, и здесь нет, чего добавить.

Елена Босяченко
врач, мама двух школьников

1) Что для Вас важно в процессе обучения Вашего ребенка?

Получение знаний в полном объеме. Чтобы ребенок проходил все темы с закреплением, с домашними заданиями, и результатами по этой теме, для того, чтобы ребенок понимал и усваивал материал.
Также мне очень важно, чтобы процесс нравился моему ребенку, чтобы он не боялся учителя, не боялся задавать вопросы, и признавать, что чего-то не знает.

2) Какое обучение вам нравится больше дистанционное или дневное?

Дневное. Потому что дистанционное обучение превращается только в самостоятельное изучение материала с очень большим участием родителей, одновременно родители чаще не имеют никаких педагогических знаний и практики. Дистанционное обучение вовсе не дисциплинирует учеников, нет распорядка, режима, систематичности.
Также родителям нужно работать, и получается, что от занятости и возможностей родителей полностью зависит уровень знаний ребенка. Тогда, как сидя в классе, все имеют равные возможности.

3) Как вы считаете, какие есть плюсы дистанционного обучения?

Минимальная вероятность того, что дети не болеют никакими вирусными заболеваниями. Очень не нравится, когда весь класс болеет гриппом или еще тот же педикулез. Еще повысилась успеваемость и оценки, но это не отразилось в повышении знаний.

4) А как насчет минусов?

Минус я вижу в том, что в некоторых семьях нет компьютеров, или какого-то вообще оборудования. Иногда выключают свет, бывает такое, что просто подводит интернет. Физкультура, например, проходила в тестовом формате. В школе было и уроков больше, а онлайн совсем мало и учителя тратили гораздо меньше времени что бы рассказать свой предмет, или же вообще его не читали.
У детей исчезает их окружения, социальные контакты. И это хуже всего, потому что родители ничем уже не могут помочь, когда просто есть потребность в друзьях, одноклассниках, в общении. У меня лично даже начались проблемы со здоровьем, я много нервничала, когда выполняли задание для школы дочери.

5) Как можно было бы изменить формат дистанционного обучения, чтобы сделать его более качественным?

Я не знаю, разве что обеспечить всем компьютеры, удобную программу для обучения. И все зависит от учителей в первую очередь. Учителя должны понимать программы, презентации, наглядные примеры, и быть качественно подготовлены к этому сами. И должны выкладываться именно они, а не превращать дистанционку на самообучение.


Вопреки тому, что мнения относительно дистанционного образования очень разные, показатели количества онлайн курсов и их заполненности растут ежемесячно, что означает только одно - повышение доверия и качества обучения в таком формате.

Таким образом, по прогнозам журнала "Forbes" мировой капитал в сфере онлайн-образования вырастет на 350 000 000 000 долларов до 2025 года, дает еще больше надежды на то, что эта сфера станет значительно лучше. А вот на вопрос войдет ли Украина в список самых развитых в этой сфере стран, ответ один - у нее есть шансы! И хотя кажется, что лучше уже не будет, сектор образования в нашей стране и по всему миру непрерывно меняется и становится лучшим.

Иван Залогин, преподаватель Грин Кантри

Дата публикации: 20 июля 2020