«Oh boy! That was a good lesson! I learned so much!» – с таким мнением студенты, изучающие английский, часто выходят из стен своей аудитории после занятия, переполненные уверенностью в своих знаниях и чувством гордости. Однако бывают случаи, когда ученик не смог овладеть то, что планировалось, и не понимает, как применить знания.

Иногда причиной этого является неправильный выбор подхода к планированию занятия со стороны преподавателя или неточный подбор упражнений и заданий для занятия. Поэтому, fellow teachers, перед тем, как обвинять учеников в их неспособности, давайте сначала проанализируем свои методики преподавания.

О том, как спланировать эффективное занятие и о чем не стоит забывать, в нескольких практических советах ниже!

Совет №1. Цель занятия – это навык, а не грамматическая или лексическая тема. KEEP THAT IN MIND!

Планируя занятия, преподаватели иногда слишком много внимания уделяют тому, какая именно тема должна быть изучена. Грамматические конструкции или новые слова является лишь инструментом в овладении каких-то новых прикладных знаний.

Вот несколько примеров того, какие именно цели стоит/не стоит ставить перед собой при планировании занятия.
 

НЕ цель занятия

Цель занятия

Present Simple Affirmative

Ученик может рассказать о своем типичном дне/утре, рассказать о рутине своего одноклассника/друга.

Used to/would

Ученик может рассказать о своих прошлых привычках, сравнить их с привычками других учащихся.

Cooking vocabulary

Ученик может придумать собственное блюдо и подробно описать рецепт его приготовления.

Environmental vocabulary

Ученик может обсуждать экологические проблемы, их причины и последствия, описывать пути предотвращения экологического бедствия.


Одним словом, сосредоточьтесь о том, каким должен быть практический результат. Поставьте себе следующие вопросы:

  • в какой ситуации ученик сможет использовать знания этой темы?
  • случалась/может ли случиться такая ситуация с учеником?
  • какую информацию ученик может передать/получить, используя эту лексику или грамматику?

Согласно правильно поставленной цели мы можем анализировать, насколько успешным было занятие. «Хм... они вроде хорошо изучили части тела и лица, но почему-то не могут описать, как выглядит их мама», – признак того, что вам нужно дальше анализировать свои подходы и структуру занятий.

Совет №2. Выберите такую структуру занятия, которая лучше всего подходит вашей цели.

Наиболее популярные подходы:

  • PPP (presentation-practice-production);
  • TBL (task-based learning);
  • TTT (test-teach test);
  • CLIL (content language integrated learning).

Presentation Practice Production

Логичный, наиболее классический, простой и, пожалуй, самый популярный во всех учебниках британских издательств подход – Presentation Practice Production.
 

Presentation (презентация)
  • Преподаватель "объясняет", представляет новый материал студентам
  • Материал подается в контексте (видео, текст, фото, картинка, анекдот, ситуация) откуда учащиеся понимают суть
Practice (практика, тренировки)
  • Учащиеся отрабатывают новые слова, структуры, грамматические формы, фразы в тренировочных упражнениях
  • Преподаватель контролирует понимание темы проверкой и исправлением ошибок
Production (продуцирование)
  • Переход к использованию знаний в смоделированной реальной ситуации
  • Более творческие задачи (диалоги, проекты, интервью, дебаты)


Советы по использованию PPP:

  1. Всегда имейте подготовленное вступление, так называемый lead-in, что должно подвести учащихся к данной теме.

    Это могут быть простые вопросы типа: «Вы любите смотреть фильмы? А какие ваши любимые? Почему? Какие жанры вы считаете неинтересными? Кто из актеров – ваш фаворит?» – и уже после этого начинайте работать с новой лексикой о фильмах и тому подобное.

     
  2. Новый материал подается в контексте.

    О том, чем именно, например, «I am listening» отличается от «I listen», студент должен узнать из контекста, а не из таблички с грамматикой в учебнике. Дайте ученикам пример предложения или текст, содержащий эту структуру, песню или видео.

     
  3. Заботьтесь о том, чтобы на этапе практики у вас были задачи как restricted practice, так и freer practice именно в такой последовательности:

    - restricted practice (узкая, ограниченная практика) – соединить, поставить в правильную форму, вписать пропущенные буквы, разделить на категории, выбрать один из предложенных вариантов (обычно в таких задачах один правильный ответ и их легко проверить);

    - freer practice (неограниченное практика) – закончить предложение, начало которого подано, описать действия на фото или видео в реальной ситуации, перефразировать, пересказать сказанное, перевести.

     
  4. Осторожно с этапом «производства»:

    - смоделируйте такую ситуацию, чтобы ученики действительно себя в ней почувствовали. Выберите что-то очень для них близкое. Если им нужно описать комнату, то пусть это будет их комната или аудитория, в которой проходят занятия. Если им нужно провести интервью, то пусть представят себя ведущими популярных телешоу;

    - не перебивайте! Даже если слышите ошибки – оставьте их исправления на потом. И исправляйте только те, которые касаются изученного сегодня или недавно;

    - feedback! Каждый ученик должен почувствовать, что вся информация, которую он собирал и обрабатывал на этом этапе, вам нужна и вы хотите ее услышать – поставьте несколько вопросов или попросите рассказать, о чем они узнали, другому ученику – и лишь потом переходите к анализу ошибок. Например: «Good jo on you interviews everyone! Now can you tell me 2 differences between your plans for the weekend and your partner's ones?»

Совет №3. Что бы ни случилось, на занятии должно быть минимум одно эффективное production activity.

 

Деятельность на занятии

 

Я имею в виду, со всеми атрибутами: введение, моделирование ситуации, установление задачи, мониторинг, фидбэк, анализ ошибок. Без этапа выработки наши ученики так и останутся на стадии «все понимает, только сказать не может».

Task-Based Learning

В противовес PPP предлагают использовать другой подход в планировании занятия – TBL (task-based learning). Принципиальное отличие от РРР состоит в том, что стадии «презентации» как таковой нет. А ученикам сразу после небольшого вступления дают сложное коммуникативное задание, в процессе которого должна появиться потребность в новых знаниях.
 

PRE TASK

Introduction to topic and task

TASK CYCLE

Task → Planning → Report

LANGUAGE FOCUS

Analysis and Practice

 

Тема

Пример задания

О чем спрашивать в процессе

Present Continuous for actions in progress Рассмотрите предложенные фото (например, в Instagram), опишите, что делают люди на каждом фото в момент фотографирования, чем фото отличаются e.g. What's English for «она держит...», «мальчик смотрит...»?
Present Continuous for future arrangements Составьте свое расписание дел на следующие 2 недели, поговорите с участниками группы о своих делах, договоритесь с каждым о встрече e.g. What's English for «я иду на плавание»?
Second conditional Загадать какого-то персонажа для каждого ученика. Представьте, что вы этот человек. Каким бы была ваша жизнь, если бы вы были, скажем, Эдом Шираном? Расскажите другим участникам группы. Отгадают ли они вашего персонажа? e.g. What's English for «я бы сбрил бороду»?
Giving directions Зайдите в приложение с картой вашего города (e.g. Google maps). Найдите адрес, где вы сейчас находитесь, найдите другое интересное место, проложите маршрут, объясните своему однокласснику, как туда добраться, догадается ли он, что это за место? e.g. What's English for «светофор»?


После того, как учащиеся индивидуально или в группах представляют свое выполненное задание при анализе ошибок (или даже раньше, еще при его исполнении), оказывается, что им следовало бы использовать какую-то другую грамматическую структуру или более точные слова/фразы для точной передачи содержания.

Затем в задачи вносятся соответствующие поправки.

Итак, TBL применяется, когда:

  • презентации как таковой нет, ученики сами приходят к потребности в определенной информации и могут догадаться интуитивно;
  • заранее не устанавливаются рамки для выполнения задач (мы не говорим, какое время использовать или слова употреблять во время выполнения заданий);
  • первое же задание сложное и интересное, а следовательно, может держать внимание и интерес учащихся долгое время;
  • практика грамматики и лексики идет после выполнения сложного задания;
  • потребность в новой лексике или грамматике возникает у учащихся непосредственно во время выполнения заданий.

Task-based learning значительно эффективнее и проходит легче и интереснее при использовании системы обучения «перевернутые классы», где учащиеся проходят определенную тренировочную подготовку перед занятием, а значит, имеют значительно больше стартового ресурса для выполнения самой «задача». Больше о системе «перевернутые классы» можно почитать здесь.

Недостатки TBL:

  • очень трудно применять с младшим учениками (младшая школа);
  • не по каждой теме возможно придумать эффективное задание;
  • если тема комплексная и сложная, то более слабым ученикам будет очень сложно ее понять.

Test Teach Test

С системой «перевернутые классы» также очень эффективно работает методика TTT (test-teach-test). Логика проста:

  1. Сначала проверяем предыдущие знания учащихся по данной теме (а вдруг что-то такое уже когда-то слышали).
  2. Уточняем моменты, в которых допустили ошибки, объясняем заново, если есть необходимость.
  3. Опять проверяем понимание.
  4. Конечно же, не забываем об интересном production в конце занятия.
     

Test

  • заполнение промежутков

  • сортировка по категориям (словам)

  • тесты с несколькими вариантами ответов

Teach

  • обратная связь (комментарии, анализ ошибок)

  • вопросы, наводящие на понимание темы

  • timelines (для объяснения грамматики)

Test

  • ответы на вопросы

  • разговоры / дискуссии

  • игры с вымышленными персонажами


Как по мне, TTT наиболее полезен при повторениях перед тестами, то в конце семестра или на занятиях, когда нужно быстро оценить уровень знаний новых студентов, однако он не так распространен, как другие.

Совет №4. Какой бы вы метод не выбрали, проводите тщательный анализ ошибок:

  • исправляйте сразу только на стадии practice, ни в коем случае не перебивайте учащихся во время дискуссий, диалогов, работы над проектами, взамен запишите замечания на доске или записной книжке и исправите впоследствии;
  • если есть возможность ученикам самостоятельно без вашей помощи исправить собственные ошибки, воспользуйтесь этим;
  • пусть ученики исправляют друг друга;
  • не переусердствуйте. Исправляйте только такие ошибки, которые вы уже должны знать (сами понимаете, нет смысла объяснять ученику A1, что он сделал ошибку в косвенной речи);
  • сосредоточьтесь на самых больших и частых ошибках и исправляйте именно их.

Content Language Integrated Learning

CLIL (content language integrated learning) ничем не похож на другие подходы.

Главная идея – это то, что иностранный язык осваивают параллельно с получением каких-то других практических знаний. Причем, основной акцент падает именно на content, то есть не на лингвистические, а на практические знания.

Вот примеры CLIL занятий, которые в свое время понравились моим ученикам.
 

Тема

Задание

Путешествия Забронировать себе билеты, ремонт и продумать план развлечений на следующие виртуальные каникулы, имея ограниченное время и бюджет (каникулы виртуальные, а бронирования должны быть настоящие)
Здоровое питание Составить рацион на следующую неделю. Посчитать количество потребленных и потраченных калорий, количество выпитой воды, выбрать себе новую диету
Деньги и банкинг Составить план сбережений денег в определенный период для покупки, допустим, нового велосипеда. Оценить свои доходы, расходы, экономию, вариант дополнительного заработка (для подростков)


Еще несколько замечательных идей для CLIL-занятий можно подсмотреть в видео.
 


Совет №5. Анализируйте свои занятия и помните об интересах учеников.

Если у вас что-то не получилось, ученики что-то не поняли, не постигли, ищите причину в занятии, а не в учениках. Может, текст был тяжеловат, или видео не совсем касалось темы, или и табличка с грамматикой не требовалась, а взамен ученики все бы поняли из нескольких примеров предложений.

А может, вы просто выбрали задания об актере, книге, социальной сети, песне или событии, о которых ваши ученики не знают/не слышали/не читали/не использовались?

В конце концов, для чего им это знание английского, если они не могут его использовать, чтобы говорить о том, что им интересно!

Помните, всегда есть способы усовершенствовать наши занятия, главное – продолжать над этим работать!

Ирина ДрапакИрина Драпак, методист Грин Кантри

Дата публикации: 16 июля 2019