«Oh boy! That was a good lesson! I learned so much!» – с таким мнением студенты, изучающие английский, часто выходят из стен своей аудитории после занятия, переполненные уверенностью в своих знаниях и чувством гордости. Однако бывают случаи, когда ученик не смог овладеть то, что планировалось, и не понимает, как применить знания.
Иногда причиной этого является неправильный выбор подхода к планированию занятия со стороны преподавателя или неточный подбор упражнений и заданий для занятия. Поэтому, fellow teachers, перед тем, как обвинять учеников в их неспособности, давайте сначала проанализируем свои методики преподавания.
О том, как спланировать эффективное занятие и о чем не стоит забывать, в нескольких практических советах ниже!
Совет №1. Цель занятия – это навык, а не грамматическая или лексическая тема. KEEP THAT IN MIND!
Планируя занятия, преподаватели иногда слишком много внимания уделяют тому, какая именно тема должна быть изучена. Грамматические конструкции или новые слова является лишь инструментом в овладении каких-то новых прикладных знаний.
Вот несколько примеров того, какие именно цели стоит/не стоит ставить перед собой при планировании занятия.
НЕ цель занятия |
Цель занятия |
Present Simple Affirmative |
Ученик может рассказать о своем типичном дне/утре, рассказать о рутине своего одноклассника/друга. |
Used to/would |
Ученик может рассказать о своих прошлых привычках, сравнить их с привычками других учащихся. |
Cooking vocabulary |
Ученик может придумать собственное блюдо и подробно описать рецепт его приготовления. |
Environmental vocabulary |
Ученик может обсуждать экологические проблемы, их причины и последствия, описывать пути предотвращения экологического бедствия. |
Одним словом, сосредоточьтесь о том, каким должен быть практический результат. Поставьте себе следующие вопросы:
Согласно правильно поставленной цели мы можем анализировать, насколько успешным было занятие. «Хм... они вроде хорошо изучили части тела и лица, но почему-то не могут описать, как выглядит их мама», – признак того, что вам нужно дальше анализировать свои подходы и структуру занятий.
Совет №2. Выберите такую структуру занятия, которая лучше всего подходит вашей цели.
Наиболее популярные подходы:
Логичный, наиболее классический, простой и, пожалуй, самый популярный во всех учебниках британских издательств подход – Presentation Practice Production.
Presentation (презентация) |
|
Practice (практика, тренировки) |
|
Production (продуцирование) |
|
Советы по использованию PPP:
Совет №3. Что бы ни случилось, на занятии должно быть минимум одно эффективное production activity.
Я имею в виду, со всеми атрибутами: введение, моделирование ситуации, установление задачи, мониторинг, фидбэк, анализ ошибок. Без этапа выработки наши ученики так и останутся на стадии «все понимает, только сказать не может».
В противовес PPP предлагают использовать другой подход в планировании занятия – TBL (task-based learning). Принципиальное отличие от РРР состоит в том, что стадии «презентации» как таковой нет. А ученикам сразу после небольшого вступления дают сложное коммуникативное задание, в процессе которого должна появиться потребность в новых знаниях.
PRE TASK |
Introduction to topic and task |
TASK CYCLE |
Task → Planning → Report |
LANGUAGE FOCUS |
Analysis and Practice |
Тема |
Пример задания |
О чем спрашивать в процессе |
Present Continuous for actions in progress | Рассмотрите предложенные фото (например, в Instagram), опишите, что делают люди на каждом фото в момент фотографирования, чем фото отличаются | e.g. What's English for «она держит...», «мальчик смотрит...»? |
Present Continuous for future arrangements | Составьте свое расписание дел на следующие 2 недели, поговорите с участниками группы о своих делах, договоритесь с каждым о встрече | e.g. What's English for «я иду на плавание»? |
Second conditional | Загадать какого-то персонажа для каждого ученика. Представьте, что вы этот человек. Каким бы была ваша жизнь, если бы вы были, скажем, Эдом Шираном? Расскажите другим участникам группы. Отгадают ли они вашего персонажа? | e.g. What's English for «я бы сбрил бороду»? |
Giving directions | Зайдите в приложение с картой вашего города (e.g. Google maps). Найдите адрес, где вы сейчас находитесь, найдите другое интересное место, проложите маршрут, объясните своему однокласснику, как туда добраться, догадается ли он, что это за место? | e.g. What's English for «светофор»? |
После того, как учащиеся индивидуально или в группах представляют свое выполненное задание при анализе ошибок (или даже раньше, еще при его исполнении), оказывается, что им следовало бы использовать какую-то другую грамматическую структуру или более точные слова/фразы для точной передачи содержания.
Затем в задачи вносятся соответствующие поправки.
Итак, TBL применяется, когда:
Task-based learning значительно эффективнее и проходит легче и интереснее при использовании системы обучения «перевернутые классы», где учащиеся проходят определенную тренировочную подготовку перед занятием, а значит, имеют значительно больше стартового ресурса для выполнения самой «задача». Больше о системе «перевернутые классы» можно почитать здесь.
Недостатки TBL:
С системой «перевернутые классы» также очень эффективно работает методика TTT (test-teach-test). Логика проста:
Test |
|
Teach |
|
Test |
|
Как по мне, TTT наиболее полезен при повторениях перед тестами, то в конце семестра или на занятиях, когда нужно быстро оценить уровень знаний новых студентов, однако он не так распространен, как другие.
Совет №4. Какой бы вы метод не выбрали, проводите тщательный анализ ошибок:
CLIL (content language integrated learning) ничем не похож на другие подходы.
Главная идея – это то, что иностранный язык осваивают параллельно с получением каких-то других практических знаний. Причем, основной акцент падает именно на content, то есть не на лингвистические, а на практические знания.
Вот примеры CLIL занятий, которые в свое время понравились моим ученикам.
Тема |
Задание |
Путешествия | Забронировать себе билеты, ремонт и продумать план развлечений на следующие виртуальные каникулы, имея ограниченное время и бюджет (каникулы виртуальные, а бронирования должны быть настоящие) |
Здоровое питание | Составить рацион на следующую неделю. Посчитать количество потребленных и потраченных калорий, количество выпитой воды, выбрать себе новую диету |
Деньги и банкинг | Составить план сбережений денег в определенный период для покупки, допустим, нового велосипеда. Оценить свои доходы, расходы, экономию, вариант дополнительного заработка (для подростков) |
Еще несколько замечательных идей для CLIL-занятий можно подсмотреть в видео.
Совет №5. Анализируйте свои занятия и помните об интересах учеников.
Если у вас что-то не получилось, ученики что-то не поняли, не постигли, ищите причину в занятии, а не в учениках. Может, текст был тяжеловат, или видео не совсем касалось темы, или и табличка с грамматикой не требовалась, а взамен ученики все бы поняли из нескольких примеров предложений.
А может, вы просто выбрали задания об актере, книге, социальной сети, песне или событии, о которых ваши ученики не знают/не слышали/не читали/не использовались?
В конце концов, для чего им это знание английского, если они не могут его использовать, чтобы говорить о том, что им интересно!
Помните, всегда есть способы усовершенствовать наши занятия, главное – продолжать над этим работать!
Ирина Драпак, методист Грин Кантри