СОДЕРЖАНИЕ
1. Зачем геймифицировать образование?
2. Как распознать неудачную обучающую игру?
3. Какая обучающая игра работает?
4. В какие игры играют студенты Green Country?
5. Как самостоятельно геймифицировать свое обучение?
Как часто вы не могли оторваться от школьных заданий так же, как от любимой игры? Вероятно, реже, чем хотелось бы. И современное решение этой дилеммы — это геймификация образования. С одной стороны, она помогает сделать обучение более вдохновляющим и продуктивным, превращая сухие факты и правила в динамичные вызовы. Цифровизация делает жизнь многих из нас все проще... даже слишком простой. С другой стороны, можно услышать мнение о том, что и геймификация в образовании — это простое выполнение прихотей учеников, которое не приносит им пользы. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся!
Игры в обучении создают среду, где вы как ученик(-ница) можете активно взаимодействовать с материалом, а не только пассивно воспринимать его из уст преподавателя или из учебника. Это позволяет:
повышать мотивацию благодаря ощущению измерения достижений;
создавать безопасное пространство для экспериментов и ошибок;
облегчать усвоение сложных понятий через упрощение, метафоры и аналогии;
формировать прочные знания через практическое применение материала.
К обучающим играм относятся как полноценные платформы, так и вполне стандартные упражнения, лишь слегка измененные, чтобы «зацепить» учеников.
Разработка действительно эффективных обучающих игр — это тонкое дело, где учитывается множество деталей как человеческого поведения, так и основ построения качественного игрового процесса.
Думаем, многие из ваших преподавателей помнят стандартные методы обучения, родом из советской школьной системы, поэтому при создании собственного учебного плана у них может возникнуть интуитивное желание пойти в полностью противоположном направлении: сделать процесс настолько комфортным и легким, насколько это возможно. Впрочем, геймификация приносит свои плоды только тогда, когда она сбалансирована с эффективными учебными подходами.
Иногда игры могут восприниматься как лишние, неинтересные и проведенные «для галочки». Плохо разработанная учебная игра может не только не помочь, но и отвлечь от темы. Вот какие «красные флажки» ее выделяют:
1. Слишком сложные или неконкретные игровые механики. Обучающая игра должна быть интуитивно понятной — как для лучшего усвоения материала, так и для эффективного «айсбрейкинга» на этапе знакомства ученика с группой/учебной средой. Если же механики слишком запутаны, ученики сосредотачиваются на том, как играть, а не на том, что должны изучать.
2. Отсутствие мотивации для прохождения. Если игра не предлагает четких целей или не дает ощущения прогресса, ученик быстро потеряет интерес. Даже самый яркий геймплей требует интересной системы мотивации — дополнительных баллов или внутренней валюты (например, в Green Country это кантрики).
3. Слишком большой акцент на геймплее. По вредности это можно сравнить с первым пунктом. Основная цель обучающей игры — передать знания через интерактивность, а не наоборот.
4. Сосредоточенность на выигрыше больше, чем на удовольствии от момента «Эврика!». Целью обучающей игры должен быть не только выигрыш, но и ощущение учеником радости после собственного открытия. Если же игра не вызывает интеллектуального удовольствия, ее эффективность в обучении будет очень ограниченной.
5. Слишком большое количество деталей, которые не способствуют пониманию материала. Перегруженные правила, лишние элементы и слишком тщательное углубление в не слишком важные аспекты учебного материала — все это будет вызывать у учеников усталость.
6. Несоответствие механики игры материалу. Игра должна естественно сочетаться с контентом. Например, стратегическая игра для изучения истории может работать, а вот для английской грамматики — нет.
7. Монотонность геймплея. Если обучающая игра становится скучной, она рискует повторить судьбу обычных тестов. Постоянное ощущение прогресса и новые вызовы — основа динамичности.
8. Несоответствие особенностям игроков. Это довольно распространенная проблема, особенно в условиях школьной системы образования. В ее корне лежит недостаток обратной связи после занятий и устарелость общей методологии преподавания предметов. Обучающие игры часто требуют адаптации к различным факторам, в частности к возрасту игроков и внутреннему «климату» в коллективе.
В отличии от стандартных дидактических методов, хорошая обучающая игра:
адаптируется к вашему уровню знаний, помогая не потерять интерес и избежать разочарования от чрезмерной сложности;
дает внутреннюю мотивацию и четкий фидбек: геймификация отлично работает, когда подчеркивает значение личных достижений и усилий. Основной наградой в обучающей игре должны быть не «звездочки» или «монеты», а именно удовольствие от понимания материала. Что касается обратной связи — она должна быть быстрой и понятной, чтобы можно было сразу исправить ошибки и увидеть прогресс;
имеет командные квесты — это стимулирует социальное взаимодействие, навыки коммуникации и умение работать в команде.
В Green Country геймификация — это не просто дополнение к урокам, а целостная стратегия обучения. Вот несколько примеров из наших занятий:
Грамматические/лексические квесты — студенты решают небольшие задачи на онлайн-платформах типа Quizziz, Quizlet и т. д., постепенно увеличивая сложность.
Симуляции — например, моделирование ситуаций из реальной жизни (путешествие, покупка в магазине, посещение врача), что помогает ученикам почувствовать контекст использования новых слов
Онлайн-платформа с интерактивными упражнениями — даже такие детали, как мгновенная самопроверка, делают выполнение заданий менее напряженным и более эффективным
Благодаря модели обучения «Перевернутый урок» ученики знакомятся с материалом до занятия, что позволяет чувствовать себя более комфортно, уверенно и, главное, уделить больше внимания практике, а не теоретическому материалу.
А больше о том, как мы в Green Country геймифицируем обучение на уроках английского языка, рассказываем здесь.
Не ждите, пока преподаватели сделают уроки более интересными — всегда можно взять дело в свои руки! Воплощайте самые интересные из этих способов и наблюдайте за тем, как ваш учебный процесс качественно меняется.
Создайте систему достижений. Разбейте большие задачи на более мелкие этапы и вознаграждайте себя за их выполнение. Например, за каждую выученную тему по английскому — 15 минут любимой игры или сериала. За сданный экзамен — что-то большее, что давно хотели сделать/приобрести и т. д.
Используйте приложения-помощники. Forest поможет не отвлекаться на телефон, Anki благодаря флэш-карточкам сделает запоминание слов или формул более комфортным, а Habitica превратит ежедневные дела в RPG-приключение с уровнями и наградами.
Попробуйте учиться в компании. Создайте «учебный чатик» с друзьями, ходите вместе в библиотеку и устраивайте соревнования — кто быстрее решит задачи или лучше подготовится к тесту. Можно даже организовывать внутренние «турниры знаний» с небольшими призами.
Сделайте свой прогресс наглядным. Календарь-трекер, где вы отмечаете успешные дни обучения, или график роста баллов за экзамены создадут ощущение игры и будут мотивировать не прерывать «серию».
Главное — экспериментируйте и ищите то, что подходит именно вам!
Итак, геймификация — это все-таки не просто тренд, а эффективный способ изменить отношение к обучению: она позволяет сделать уроки интересными, мотивирующими и содержательными для всех участников образовательного процесса. А создание качественных обучающих игр — как персональных, так и в рамках системы образования — требует четкого понимания образовательных целей, особенностей восприятия информации и механик игры, которые не только развлекают, но и формируют «живые», актуальные и глубокие знания.
Полина Коломийцева
Осталось символов: 500