Словосочетание «перевёрнутый класс» (flipped classroom) может вызывать разные ассоциации и догадки, когда мы слышим его впервые. Однако уже более 15 лет эту модель обучения успешно применяют в учебных заведениях по всему миру. Green Country — одна из первых школ в Украине, которая внедрила flipped classroom. В этом материале мы расскажем о ключевых особенностях модели, её преимуществах и развенчаем несколько распространённых мифов.

Что такое «перевёрнутый класс» и какие бывают его разновидности

Flipped classroom — это педагогическая модель, в которой урок и домашнее задание меняются местами. Звучит необычно, правда? Но на самом деле в этом нет ничего сложного или пугающего.

Дома дети самостоятельно знакомятся с темой следующего занятия и учебными материалами. В Green Country такая подготовка проходит на нашей собственной интерактивной платформе: задания разрабатываются методическим отделом и регулярно обновляются, чтобы ученики получали только актуальные знания.

Онлайн-платформа в Грин Кантри: современный подход к изучению английского языка (баннер)

После самостоятельной подготовки ученики приходят на урок — и начинается практика: 70% занятия дети учатся применять полученные знания и активно работают с ними в группах и парах над совместными проектами.

Хотя может показаться, что модель «перевёрнутый класс» — это одна неизменная модель, на самом деле у этого подхода существует несколько различных форм:

Yellow check mark Типичный вариант — это формат, при котором ученики самостоятельно изучают новый материал дома, а затем практикуются на уроке.

Yellow check mark Групповой вариант — разновидность модели, которая поощряет обучение друг у друга. Дети делятся на группы и обмениваются знаниями.

Yellow check mark Дискуссионный вариант — особенно хорошо подходит для изучения языков, литературы и истории. В центре — обсуждение, а преподаватель выступает модератором общения.

Yellow check mark «Перевёрнутый учитель» — в этом формате ученики частично участвуют в создании учебных и видеоматериалов, а также практических заданий. Учитель координирует процесс и всегда готов помочь при затруднениях.

Школа английского Green Country использует типичную модель «перевёрнутого класса» на своих уроках английского языка.

Во время Flipped Classroom дети имеют возможность много разговаривать

Интересные исследования преподавателей о flipped classroom

Кембридж (1997)

Профессор Эрик Мазур внёс значительный вклад в развитие концепций, которые впоследствии повлияли на модель flipped classroom. Он разработал стратегию, назвав её обучением по принципу «равный — равному». Мазур обнаружил, что перенос изучения теории на дом положительно сказался на результатах студентов.

Новый Орлеан (2004) 

В 2004 году Салман Хан начал записывать обучающие видео по просьбе своей младшей сестры. Эти видеозаписи позволяли ей пропускать уже понятные моменты и сосредотачиваться на том, что вызывало трудности. По сути, это и было практическое применение модели. Позже Хан основал собственную академию, где успешно внедрил этот подход.

Клинтондейл (2011)

В средней школе Клинтондейла учителя решили провести эксперимент и внедрить модель «перевёрнутого класса». Инициативу возглавили директор школы и преподаватель обществознания. Они сравнивали результаты учеников в «перевёрнутом классе» и в традиционном. Что интересно: в flipped classroom обучались школьники, ранее провалившие тесты и не имевшие успехов.

Через 20 недель именно эти ученики начали опережать сверстников из обычных классов. Оценки выросли: никто не получал плохих отметок. Для сравнения — в предыдущем семестре 13% учеников не могли даже сдать экзамены. Что касается классов, которые продолжали учиться по традиционной методике — никаких изменений не произошло.

Уровень успеваемости студентов вырос на 20% спустя год после того, как в Клинтондейле начали активно применять модель «перевёрнутого класса» для изучения английского языка, математики, естественных наук и обществознания.

Грац (2018)

Интерес к flipped classroom проявили и в университете Карла и Франца. Профессора сняли видеоуроки и открыли доступ к учебным материалам по педагогической психологии на целый семестр. Цель исследования — сравнить успехи студентов, которые смотрели видео, и тех, для кого это не было приоритетом. В итоге почти 70% студентов выбрали новый подход и дополнительно смотрели лекции вне занятий.

Глобальные тренды, повлиявшие на гибридное обучение и развитие «перевёрнутых классов»

Быстрое развитие различных технологий повлияло не только на популярность онлайн-обучения, но и на модель «перевёрнутых классов». Не секрет, что когда-то компьютер был размером с комнату — что уж говорить о беспроводных телефонах, которые тогда только начали появляться. Говоря о 21 веке, Digital 2022 Global Statshot подвели такие итоги:

Yellow check mark 46,4% людей еженедельно просматривают онлайн-пособия, обучающие видео и учебный контент;

Yellow check mark 63% населения планеты находятся онлайн прямо сейчас;

Yellow check mark 67% жителей Земли пользуются мобильными телефонами, большинство из которых — смартфоны.

Киевский международный институт социологии отмечает: около 78% украинцев пользуются интернетом ежедневно. Благодаря глобализации люди из разных уголков мира могут свободно взаимодействовать друг с другом. Сегодня, живя в Киеве, мы можем работать, учиться или запускать проекты онлайн хоть в Барселоне.

Например, студенты Green Country могут практиковать разговорный английский с носителями языка, находясь как в Украине, так и далеко за её пределами — всё благодаря возможностям онлайн-обучения.

Пандемия

Пандемия Covid-19 стала серьёзным вызовом для образовательных систем всех стран мира. Из-за невозможности посещать «живые» школьные классы и университетские аудитории возникла острая потребность в дистанционном формате, который мог бы обеспечить получение образования в новых условиях. Со временем учебные заведения начали проводить занятия онлайн. В Украине был введён адаптивный карантин, и студенты получили возможность переходить с дистанционного обучения на смешанное — и обратно.

В 2020 году методисты, авторы, преподаватели и редакторы Green Country присоединились к проекту Всеукраинская школа онлайн. В рамках сотрудничества было разработано более 300 уроков английского языка по модели «перевёрнутых классов», которые активно использовались учениками 8-11 классов во время пандемии. Объяснение учебных материалов мы дополнили песнями, видео, 3D-экскурсиями, интерактивными экспозициями музеев мира, элементами современных видеоигр и любимыми мемами. Новая методика стала настоящим спасением в такой непростой ситуации!

Полномасштабное вторжение

Полномасштабное вторжение в начале 2022 года поставило полноценный образовательный процесс на паузу. Многие школьники были вынуждены эвакуироваться из своих домов в относительно безопасные области или за границу. С 14 марта дети продолжили получать знания на онлайн-уроках — без угрозы для жизни. Позже в центральных и западных регионах Украины школы снова начали работу, и ученики смогли вернуться к привычным занятиям.

В то время Дія запустила важную и нужную инициативу с курсами для учителей, где их обучали правильно проводить занятия и взаимодействовать с учениками в условиях войны. В программу также вошли консультации по психологической поддержке детей и помощь в освоении инструментов дистанционного обучения.

Мы искренне надеемся, что в мирном будущем онлайн-образование для украинских детей станет современным и удобным бонусом, а не вынужденной необходимостью.

А сейчас давайте вернёмся к модели «перевёрнутого класса» на уроках английского и поговорим о её полезных фишках.

Модель перевернутого урока

Почему flipped classroom лучше традиционных занятий

На привычных для нас занятиях фокус «лидера» удерживает преподаватель: он делится информацией и является центральной фигурой. Учитель частично объясняет теоретический материал и, если позволяет время, выполняет упражнения вместе с учениками. Но основная часть важной работы по усвоению знаний происходит во время выполнения домашнего задания. И всё было бы хорошо, если бы не одно «но»: дома не хватает одного важного компонента — практики новых знаний в общении со сверстниками.

Именно здесь на помощь приходит наш новый метод. На таких уроках фокус смещается с преподавателя на учеников. Благодаря тому, что дети уже поработали с новым материалом дома, у них появляется значительно больше времени на разговорную практику на уроке и на закрепление пройденного через обсуждения и другие формы взаимодействия друг с другом.

1. Больше возможностей для творчества и реальной практики

Дети знакомятся с новым материалом дома — в том темпе, который им подходит. Благодаря этому на самих уроках у учеников остаётся гораздо больше времени на творческие проекты, над которыми они работают в командах. Такие интересные и креативные задания точно не вызывают скуки или усталого взгляда на часы в ожидании конца урока: все вовлечены по максимуму.

Кроме того, в изучении английского языка самостоятельная практика играет ключевую роль, а flipped classroom по своей сути мотивирует к самоподготовке. Наши методисты не раз сталкивались с людьми, у которых были отличные теоретические знания, но при общении с иностранцами они терялись и просто пожимали плечами.

Модель «перевёрнутого класса» — отличная возможность говорить на английском больше, совершенствовать произношение и развивать восприятие на слух. Во время занятий ученики 70% времени практикуют применение теории на практике.

2. Индивидуальный темп

Каждый ребёнок — это уникальная личность. Кому-то, чтобы разобраться с грамматикой Present Simple, достаточно одного просмотра видео, а кому-то нужно несколько подходов.

Одним из главных плюсов домашнего знакомства с материалом в модели «перевёрнутого класса» для уроков английского (и не только) является то, что ребёнок не ограничен во времени. Он может изучать материал и возвращаться к нему столько раз, сколько потребуется. Ученик может в любой момент поставить видео на паузу и выделить вопросы, которые потом обсудит на уроке.

Модель flipped classroom помогает всем оставаться на равных — благодаря индивидуальному темпу подготовки. В результате ученики осваивают примерно одинаковый объём материала, активно взаимодействуют, учатся искать компромиссы и создают интересные групповые проекты.

3. Развитие дополнительных навыков

Навык, который точно пригодится школьникам и будущим студентам XXI века — самообразование. Его сложно развить на обычных уроках. И речь не только о способности самостоятельно учиться, хотя это — основа.

В процессе самоподготовки важно «набить руку» и понять, как правильно и эффективно организовывать своё время, чтобы его хватало и на учёбу, и на отдых, и на хобби. Умение находить этот баланс пригодится не только в школьные или университетские годы, но и позже — в профессиональной жизни. Куда же без старого доброго work-life balance?

Практика самообучения также отлично развивает концентрацию и чувство ответственности: ведь без внешнего контроля со стороны преподавателя дети должны сами помнить, что усвоение материала и результат, который они покажут на уроке, зависит только от них и их стараний.

4. Цифровая грамотность

Благодаря онлайн-формату ученики получают широкие возможности для освоения различных цифровых инструментов. В то же время перед ними важная задача — не просто найти большой объём информации, а научиться её фильтровать, анализировать в глубину и выделять те сведения, которые действительно ценны для их личного и учебного развития.

Одной из проблем, которая беспокоит родителей, является чрезмерное использование детьми смартфонов, планшетов и компьютеров. В научных работах для этого используют термин screen time — время, проведённое за экранами любых гаджетов. Специалисты советуют оптимизировать онлайн-активность школьников и сделать её максимально полезной. «Перевёрнутый класс» — это возможность потреблять качественный учебный контент в интерактивной и увлекательной форме. Вместо бесконечного листания ленты в соцсетях ребёнок изучает английский язык и развивает свои знания.

5. Формирование позитивного отношения к обучению

«Перевёрнутый класс» на уроках английского языка помогает забыть о устаревших способах проверки теоретических знаний, которые часто вызывают у учеников неприятные эмоции. Просто отвечать на вопросы по конспекту или учебнику — не только скучно, но и малопродуктивно. Как в таком случае действительно понять материал и научиться использовать что-то новое в разных и уместных контекстах?

Модель «перевёрнутого класса» позволяет преподавателю видеть реальные успехи ребёнка и понимать уровень его подготовки. Самостоятельная работа (Self Study) становится важной частью процесса, развивающей ответственность. От того, насколько вовремя и вдумчиво выполнены упражнения, напрямую зависит осведомлённость ученика и его активность на уроке. Теория, усвоенная дома, помогает ребёнку лучше понимать, что ожидает его на занятии, и чувствовать себя увереннее.

Таким образом, эта модель не просто меняет местами роли учителя и ученика, а ещё и способствует развитию множества полезных навыков, формирует позитивное отношение к учёбе, развивает креативность и снижает тревожность в моменты, когда случаются ошибки.

Система мотивации в Грин Кантри: как мы платим ученикам за успехи (баннер)

Развенчиваем мифы о flipped classroom

Несмотря на такое количество положительных сторон, «перевёрнутый класс» всё ещё окружён предубеждениями и мифами, которые мы с радостью и лёгкостью развенчаем.

«Это просто замена объяснений преподавателя видеозаписями»

Если бы это было правдой, преподаватель вовсе не участвовал бы в процессе и появлялся бы только на экране. Но всё совсем не так: дома происходит лишь первичное знакомство с материалом, чтобы не тратить ценное время урока и использовать его для более качественной практики и взаимодействия.

«Эта модель умаляет роль учителя»

Да, знакомство с новой темой происходит без прямого участия преподавателя, но это не исключает его роли. Учитель всё ещё рядом, готов ответить на вопросы и помочь — даже вне занятий. Он организует процесс, отслеживает выполнение заданий, помогает с исправлением ошибок и формулировкой мыслей. На уроке он — ментор и навигатор, а не просто диктор.

«Детям не хватит организованности для flipped classroom»

Да, дети часто ещё не обладают уровнем организованности взрослых. Но, как мы уже упоминали в разделе о преимуществах, именно flipped classroom помогает развить эти навыки. Никто не требует идеальной дисциплины «здесь и сейчас» — со временем ребёнок учится планировать своё время и отвечать за результат.

Модель «перевёрнутого класса» — это действенный и эффективный способ выучить английский язык. Дети регулярно практикуются, взаимодействуют, общаются и используют смартфоны с пользой — для обучения. Главная цель этого подхода — не просто высокие оценки, а поиск ответов на важные вопросы и реальное освоение нового.

Приходите в Green Country — и убедитесь в этом сами!

Курсы Грин Кантри (кнопка)

Дата публикации: 16 июня 2025
Комментарии
0
Оставить комментарий

Осталось символов: 500

mail box
Подпишитесь на рассылку школы
Получайте больше полезностей об английском для ребенка
Читайте также
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ
10-13 років
ОНЛАЙН
image 13:00 - 14:00 21.06, Saturday
ГРА "SPYFALL"
Гра складається з кількості раундів, в ході яких відбувається розслідування, що закінчується перемогою або шпигуна, або звичайних гравців. Тривалість кожного раунду ...


image ZOOM
Залишилось 0 місць
10-13 років
ОНЛАЙН
image 13:00 - 14:00 21.06, Saturday
ГРА "SPYFALL"
Гра складається з кількості раундів, в ході яких відбувається розслідування, що закінчується перемогою або шпигуна, або звичайних гравців. Тривалість кожного раунду ...


image ZOOM
Залишилось -1 місць
12-14 років
ОНЛАЙН
image 13:00 - 14:00 21.06, Saturday
ГРА "SPYFALL"
Гра складається з кількості раундів, в ході яких відбувається розслідування, що закінчується перемогою або шпигуна, або звичайних гравців. Тривалість кожного раунду ...


image ZOOM
Залишилось 0 місць