Словосочетание «перевёрнутый класс» (flipped classroom) может вызывать разные ассоциации и догадки, когда мы слышим его впервые. Однако уже более 15 лет эту модель обучения успешно применяют в учебных заведениях по всему миру. Green Country — одна из первых школ в Украине, которая внедрила flipped classroom. В этом материале мы расскажем о ключевых особенностях модели, её преимуществах и развенчаем несколько распространённых мифов.
Что такое «перевёрнутый класс» и какие бывают его разновидности
Flipped classroom — это педагогическая модель, в которой урок и домашнее задание меняются местами. Звучит необычно, правда? Но на самом деле в этом нет ничего сложного или пугающего.
Дома дети самостоятельно знакомятся с темой следующего занятия и учебными материалами. В Green Country такая подготовка проходит на нашей собственной интерактивной платформе: задания разрабатываются методическим отделом и регулярно обновляются, чтобы ученики получали только актуальные знания.

После самостоятельной подготовки ученики приходят на урок — и начинается практика: 70% занятия дети учатся применять полученные знания и активно работают с ними в группах и парах над совместными проектами.
Хотя может показаться, что модель «перевёрнутый класс» — это одна неизменная модель, на самом деле у этого подхода существует несколько различных форм:
Типичный вариант — это формат, при котором ученики самостоятельно изучают новый материал дома, а затем практикуются на уроке.
Групповой вариант — разновидность модели, которая поощряет обучение друг у друга. Дети делятся на группы и обмениваются знаниями.
Дискуссионный вариант — особенно хорошо подходит для изучения языков, литературы и истории. В центре — обсуждение, а преподаватель выступает модератором общения.
«Перевёрнутый учитель» — в этом формате ученики частично участвуют в создании учебных и видеоматериалов, а также практических заданий. Учитель координирует процесс и всегда готов помочь при затруднениях.
Школа английского Green Country использует типичную модель «перевёрнутого класса» на своих уроках английского языка.

Интересные исследования преподавателей о flipped classroom
Кембридж (1997)
Профессор Эрик Мазур внёс значительный вклад в развитие концепций, которые впоследствии повлияли на модель flipped classroom. Он разработал стратегию, назвав её обучением по принципу «равный — равному». Мазур обнаружил, что перенос изучения теории на дом положительно сказался на результатах студентов.
Новый Орлеан (2004)
В 2004 году Салман Хан начал записывать обучающие видео по просьбе своей младшей сестры. Эти видеозаписи позволяли ей пропускать уже понятные моменты и сосредотачиваться на том, что вызывало трудности. По сути, это и было практическое применение модели. Позже Хан основал собственную академию, где успешно внедрил этот подход.
Клинтондейл (2011)
В средней школе Клинтондейла учителя решили провести эксперимент и внедрить модель «перевёрнутого класса». Инициативу возглавили директор школы и преподаватель обществознания. Они сравнивали результаты учеников в «перевёрнутом классе» и в традиционном. Что интересно: в flipped classroom обучались школьники, ранее провалившие тесты и не имевшие успехов.
Через 20 недель именно эти ученики начали опережать сверстников из обычных классов. Оценки выросли: никто не получал плохих отметок. Для сравнения — в предыдущем семестре 13% учеников не могли даже сдать экзамены. Что касается классов, которые продолжали учиться по традиционной методике — никаких изменений не произошло.
Уровень успеваемости студентов вырос на 20% спустя год после того, как в Клинтондейле начали активно применять модель «перевёрнутого класса» для изучения английского языка, математики, естественных наук и обществознания.
Грац (2018)
Интерес к flipped classroom проявили и в университете Карла и Франца. Профессора сняли видеоуроки и открыли доступ к учебным материалам по педагогической психологии на целый семестр. Цель исследования — сравнить успехи студентов, которые смотрели видео, и тех, для кого это не было приоритетом. В итоге почти 70% студентов выбрали новый подход и дополнительно смотрели лекции вне занятий.
Глобальные тренды, повлиявшие на гибридное обучение и развитие «перевёрнутых классов»
Быстрое развитие различных технологий повлияло не только на популярность онлайн-обучения, но и на модель «перевёрнутых классов». Не секрет, что когда-то компьютер был размером с комнату — что уж говорить о беспроводных телефонах, которые тогда только начали появляться. Говоря о 21 веке, Digital 2022 Global Statshot подвели такие итоги:
46,4% людей еженедельно просматривают онлайн-пособия, обучающие видео и учебный контент;
63% населения планеты находятся онлайн прямо сейчас;
67% жителей Земли пользуются мобильными телефонами, большинство из которых — смартфоны.
Киевский международный институт социологии отмечает: около 78% украинцев пользуются интернетом ежедневно. Благодаря глобализации люди из разных уголков мира могут свободно взаимодействовать друг с другом. Сегодня, живя в Киеве, мы можем работать, учиться или запускать проекты онлайн хоть в Барселоне.
Например, студенты Green Country могут практиковать разговорный английский с носителями языка, находясь как в Украине, так и далеко за её пределами — всё благодаря возможностям онлайн-обучения.
Пандемия
Пандемия Covid-19 стала серьёзным вызовом для образовательных систем всех стран мира. Из-за невозможности посещать «живые» школьные классы и университетские аудитории возникла острая потребность в дистанционном формате, который мог бы обеспечить получение образования в новых условиях. Со временем учебные заведения начали проводить занятия онлайн. В Украине был введён адаптивный карантин, и студенты получили возможность переходить с дистанционного обучения на смешанное — и обратно.
В 2020 году методисты, авторы, преподаватели и редакторы Green Country присоединились к проекту Всеукраинская школа онлайн. В рамках сотрудничества было разработано более 300 уроков английского языка по модели «перевёрнутых классов», которые активно использовались учениками 8-11 классов во время пандемии. Объяснение учебных материалов мы дополнили песнями, видео, 3D-экскурсиями, интерактивными экспозициями музеев мира, элементами современных видеоигр и любимыми мемами. Новая методика стала настоящим спасением в такой непростой ситуации!
Полномасштабное вторжение
Полномасштабное вторжение в начале 2022 года поставило полноценный образовательный процесс на паузу. Многие школьники были вынуждены эвакуироваться из своих домов в относительно безопасные области или за границу. С 14 марта дети продолжили получать знания на онлайн-уроках — без угрозы для жизни. Позже в центральных и западных регионах Украины школы снова начали работу, и ученики смогли вернуться к привычным занятиям.
В то время Дія запустила важную и нужную инициативу с курсами для учителей, где их обучали правильно проводить занятия и взаимодействовать с учениками в условиях войны. В программу также вошли консультации по психологической поддержке детей и помощь в освоении инструментов дистанционного обучения.
Мы искренне надеемся, что в мирном будущем онлайн-образование для украинских детей станет современным и удобным бонусом, а не вынужденной необходимостью.
А сейчас давайте вернёмся к модели «перевёрнутого класса» на уроках английского и поговорим о её полезных фишках.

Почему flipped classroom лучше традиционных занятий
На привычных для нас занятиях фокус «лидера» удерживает преподаватель: он делится информацией и является центральной фигурой. Учитель частично объясняет теоретический материал и, если позволяет время, выполняет упражнения вместе с учениками. Но основная часть важной работы по усвоению знаний происходит во время выполнения домашнего задания. И всё было бы хорошо, если бы не одно «но»: дома не хватает одного важного компонента — практики новых знаний в общении со сверстниками.
Именно здесь на помощь приходит наш новый метод. На таких уроках фокус смещается с преподавателя на учеников. Благодаря тому, что дети уже поработали с новым материалом дома, у них появляется значительно больше времени на разговорную практику на уроке и на закрепление пройденного через обсуждения и другие формы взаимодействия друг с другом.
1. Больше возможностей для творчества и реальной практики
Дети знакомятся с новым материалом дома — в том темпе, который им подходит. Благодаря этому на самих уроках у учеников остаётся гораздо больше времени на творческие проекты, над которыми они работают в командах. Такие интересные и креативные задания точно не вызывают скуки или усталого взгляда на часы в ожидании конца урока: все вовлечены по максимуму.
Кроме того, в изучении английского языка самостоятельная практика играет ключевую роль, а flipped classroom по своей сути мотивирует к самоподготовке. Наши методисты не раз сталкивались с людьми, у которых были отличные теоретические знания, но при общении с иностранцами они терялись и просто пожимали плечами.
Модель «перевёрнутого класса» — отличная возможность говорить на английском больше, совершенствовать произношение и развивать восприятие на слух. Во время занятий ученики 70% времени практикуют применение теории на практике.
2. Индивидуальный темп
Каждый ребёнок — это уникальная личность. Кому-то, чтобы разобраться с грамматикой Present Simple, достаточно одного просмотра видео, а кому-то нужно несколько подходов.
Одним из главных плюсов домашнего знакомства с материалом в модели «перевёрнутого класса» для уроков английского (и не только) является то, что ребёнок не ограничен во времени. Он может изучать материал и возвращаться к нему столько раз, сколько потребуется. Ученик может в любой момент поставить видео на паузу и выделить вопросы, которые потом обсудит на уроке.
Модель flipped classroom помогает всем оставаться на равных — благодаря индивидуальному темпу подготовки. В результате ученики осваивают примерно одинаковый объём материала, активно взаимодействуют, учатся искать компромиссы и создают интересные групповые проекты.
3. Развитие дополнительных навыков
Навык, который точно пригодится школьникам и будущим студентам XXI века — самообразование. Его сложно развить на обычных уроках. И речь не только о способности самостоятельно учиться, хотя это — основа.
В процессе самоподготовки важно «набить руку» и понять, как правильно и эффективно организовывать своё время, чтобы его хватало и на учёбу, и на отдых, и на хобби. Умение находить этот баланс пригодится не только в школьные или университетские годы, но и позже — в профессиональной жизни. Куда же без старого доброго work-life balance?
Практика самообучения также отлично развивает концентрацию и чувство ответственности: ведь без внешнего контроля со стороны преподавателя дети должны сами помнить, что усвоение материала и результат, который они покажут на уроке, зависит только от них и их стараний.
4. Цифровая грамотность
Благодаря онлайн-формату ученики получают широкие возможности для освоения различных цифровых инструментов. В то же время перед ними важная задача — не просто найти большой объём информации, а научиться её фильтровать, анализировать в глубину и выделять те сведения, которые действительно ценны для их личного и учебного развития.
Одной из проблем, которая беспокоит родителей, является чрезмерное использование детьми смартфонов, планшетов и компьютеров. В научных работах для этого используют термин screen time — время, проведённое за экранами любых гаджетов. Специалисты советуют оптимизировать онлайн-активность школьников и сделать её максимально полезной. «Перевёрнутый класс» — это возможность потреблять качественный учебный контент в интерактивной и увлекательной форме. Вместо бесконечного листания ленты в соцсетях ребёнок изучает английский язык и развивает свои знания.
5. Формирование позитивного отношения к обучению
«Перевёрнутый класс» на уроках английского языка помогает забыть о устаревших способах проверки теоретических знаний, которые часто вызывают у учеников неприятные эмоции. Просто отвечать на вопросы по конспекту или учебнику — не только скучно, но и малопродуктивно. Как в таком случае действительно понять материал и научиться использовать что-то новое в разных и уместных контекстах?
Модель «перевёрнутого класса» позволяет преподавателю видеть реальные успехи ребёнка и понимать уровень его подготовки. Самостоятельная работа (Self Study) становится важной частью процесса, развивающей ответственность. От того, насколько вовремя и вдумчиво выполнены упражнения, напрямую зависит осведомлённость ученика и его активность на уроке. Теория, усвоенная дома, помогает ребёнку лучше понимать, что ожидает его на занятии, и чувствовать себя увереннее.
Таким образом, эта модель не просто меняет местами роли учителя и ученика, а ещё и способствует развитию множества полезных навыков, формирует позитивное отношение к учёбе, развивает креативность и снижает тревожность в моменты, когда случаются ошибки.

Развенчиваем мифы о flipped classroom
Несмотря на такое количество положительных сторон, «перевёрнутый класс» всё ещё окружён предубеждениями и мифами, которые мы с радостью и лёгкостью развенчаем.
«Это просто замена объяснений преподавателя видеозаписями»
Если бы это было правдой, преподаватель вовсе не участвовал бы в процессе и появлялся бы только на экране. Но всё совсем не так: дома происходит лишь первичное знакомство с материалом, чтобы не тратить ценное время урока и использовать его для более качественной практики и взаимодействия.
«Эта модель умаляет роль учителя»
Да, знакомство с новой темой происходит без прямого участия преподавателя, но это не исключает его роли. Учитель всё ещё рядом, готов ответить на вопросы и помочь — даже вне занятий. Он организует процесс, отслеживает выполнение заданий, помогает с исправлением ошибок и формулировкой мыслей. На уроке он — ментор и навигатор, а не просто диктор.
«Детям не хватит организованности для flipped classroom»
Да, дети часто ещё не обладают уровнем организованности взрослых. Но, как мы уже упоминали в разделе о преимуществах, именно flipped classroom помогает развить эти навыки. Никто не требует идеальной дисциплины «здесь и сейчас» — со временем ребёнок учится планировать своё время и отвечать за результат.
Модель «перевёрнутого класса» — это действенный и эффективный способ выучить английский язык. Дети регулярно практикуются, взаимодействуют, общаются и используют смартфоны с пользой — для обучения. Главная цель этого подхода — не просто высокие оценки, а поиск ответов на важные вопросы и реальное освоение нового.
Приходите в Green Country — и убедитесь в этом сами!

Осталось символов: 500