Обучение с пеленок - наблюдение и субъективные выводы

 

 

Наталья Лотоцкая-Гевко

Мама. Преподаватель.

Руководитель школы английского языка "Green Country".

 

.Люблю наблюдать за детьми, особенно, если они идут в комплекте с родителями.

Находясь с ребенком 2-3 часа в неделю или играя, или обучая, можно узнать весь спектр взаимоотношений, правил, принципов, ценностей на которых построена семья и вовсе не нужно для этого иметь образование психолога.

В пяти моих и двух мужа двоюродных сестер есть дети в возрасте от 1 месяца до 3-х лет, то есть всего 7 малышей + моя дочь = 8 детей. Мы часто общаемся, делимся своими достижениями и планами. Я, бывает, стараюсь навязать свои убеждения о необходимости целенаправленно методично работать над развитием и обучением детей практически от рождения, поставляю учебные материалы (карты, диски, идеи), но раньше большинство из них скептически относились к этому. И только, когда моя дочь в свои 2,2 начала выдавать результаты двухлетней работы у нас появилось больше сторонников.

Опыт моего общения с мамами, которые находятся в декрете, натолкнул на написание этого мини-анализа, основанного исключительно на моих наблюдениях.

Всех родителей я бы разделила на три категории по их отношение к методикам раннего развития и необходимости обучения детей с пеленок. Ни одна из категорий не является лучше или хуже, а просто отличной от других, хотя у меня есть определенные симпатии :)

Каким вообще бывает раннее развитие? То есть ЧТО и КАК можно развивать, на что обратить внимание?

Важны такие аспекты развития:
- физический
- интеллектуальный
- эмоциональный
- сенсорный

Каждая мама (как правило в нашей стране именно они проводят большую часть времени с ребенком) выбирает самостоятельно приоритетные направления развития или наоборот не планирует специально ничего развивать, считая, что природа обо всем позаботится сама. И именно на этой основе попробую разделить мам на различные категории.

1. Родители, которые считают, что дополнительные занятия с детьми с раннего возраста приносят пользу их ребенку и они видят от них реальный результат. Такие родители еще до рождения ребенка читают учебную литературу по различным методикам воспитания и развития детей, переворачивают Интернет с ног на голову в поисках секретов воспитания, интересуются чем занимаются дети их знакомых, присматриваются к ближайшим центрам раннего развития детей, мечтают о том дне, когда смогут воплотить все свои скрытые педагогические способности и проверить их действенность на своем ребенке.
Сразу после рождения родители приглашают массажиста или самостоятельно делают курс профилактического массажа, вдруг перечитывают книги, посвященные закаливанию детей, изучают на память советы доктора Комаровского, вводят прикорм в 6-8 месяцев, купают ребенка в прохладной водичке и как только он \ она начнут ползать, покупают различные учебные карточки, кубики, расклеивают по квартире \ доме картины Репина и читают Шекспира в оригинале.
Если маме и ребенку хочется большей социализации и разнообразия, то они начинают посещать занятия для карапузов, на которых мама имеет прекрасную возможность еще раз убедиться, что ее малыш таки лучший, а после - обзвонить всех своих знакомых, чтобы доложить им о последних детских достижениях. Такие мамы, а соответственно, и дети всегда довольны жизнью, есть что вспомнить из прожитого дня и с нетерпением ждут следующего.

2. Родители, которые считают общение с мамой достаточно развивающими, а дополнительные занятия - бесполезной тратой времени. Это такая категория мам, которые привлекают малыша к большинству маминых занятий: мама варит кашу, ребенок стоит на стуле и наблюдает за процессом, ребенок разлил чай, мама предлагает присоединиться к уборке, они вместе купаются, вместе читают книги, вместе придумывают новые игры, вместе ходят в гости. То есть на бытовом уровне ребенок получает все, что ему нужно для счастья. Хотя с другой стороны, мамина фантазия, изобретательность, терпение и, наконец, знание не безграничны и требуют внешних идей, подсказок, помощи, иначе ребенок не будет получать  достаточного разнообразия видов деятельности. То есть, замкнув круг мама-ребенок-родственники, ребенок может недополучать тех импульсов, влияющих на развитие и формирование клеток мозга, которые до 3-х летнего возраста уже есть сформированными на 60-70%. То есть, все навыки, впечатления, эмоции, ощущения, что ребенок получит в раннем возрасте служить фундаментом для дальнейшего обучения и развития. Да и самим мамам надоедает такое однообразие, когда один день похож на другой, а три года продолжаются вечность.

3. Родители, которые считают само присутствие мамы дома уже большой жертвой во имя блага ребенка. Такие мамы добросовестно высиживают в декрете до 3-х лет. Они обязательно кормят, купают и выгуливают своих детей. За три года они успевают прочесть все, что попадалось им под руки, являются уважаемыми пользователями Мамских форумов (при наличии Интернета дома), они в курсе всех сериалов, транслируемых по телевидению, причем каждую серию внимательно просматривают дважды, чтобы не пропустить важных деталей, четко контролируют своевременный приход мужа с работы, знакомы со всеми мамами в окрестности, потому что всегда есть время для общения пока малыш или дремлет или облизывает лопатку в песочнице или, если мама совсем занята, катается на бродяжке Барсике. Счастливая мама, счастливый малыш, потому что оба находятся в декрете и имеют от этого взаимную выгоду.

Пусть все малыши растут здоровыми, умными, красивыми и счастливыми, а в их мам будет время ответить на мой вопрос: «Какая ТЫ мама?». Мне очень интересно услышать подтверждение или коррекцию моих выводов и подискутировать по данному поводу.

Дата публикации: 12 июля 2010