Может ли обучение проходить без рутины? Даже в самых современных условиях сложно представить себе занятие, что не имеет определенных правил и рутин. Как мы начинаем урок, проверяем домашние задания, поем песни, взаимодействуем с одногруппниками, обращаемся к учителю и выполняем задания – рутину легко найти повсюду. С одной стороны, это удобно, потому что дает учителю больше контроля над тем, что и как происходить на протяжении урока, а ученикам создает определенную зону комфорта, потому что они понимают что и по каким правилам происходит. Но с другой стороны, рутина может очень быстро лишить ваши занятия динамики, а тогда заскучают и ученики, и учитель.

И как же быть? Проводить уроки «без правил», рискую потерять контроль над дисциплиной и обучением? Не обязательно. Секрет кроется совсем не в отказе от рутин и правил, а в создании правильного баланса между видами деятельности на занятии. Виды деятельности, что позволяют ученикам успокоится и сфокусироваться на задании, называются settling activities. Например, чтение, рисование, создание mind maps, аудио-задания, лексические и грамматические упражнения, игры wordsearch, puzzles и др. А те виды деятельности, что оживляют общую атмосферу, поощряют учеников к движению, называются stirring activities. Это могут быть подвижные игры, опросы, песни и чанты, разыгрывание диалогов и др. Именно правильный баланс между settling и stirring activities поможет сделать урок динамичным и насыщенным, но в то же время продуктивным и прогнозированным.

К сожалению, универсального секрета для нахождения правильного баланса между settling и stirring activities не существует, все зависит от группы учеников, с какими вы работаете (возраст, поведение, отношение к уроку и тд.) и только вам, как учиелю, известно каким должно быть соотношение settling и stirring на вашем уроке. Часто происходит так, что учитель имеет прекрасный план урока, где детально продумано, какие виды деятельности будут settling, а какие stirring, но неожиданно дети приходят в «безумном» (или наоборот, в подавленном) настроении и проведение урока по плану становится невозможным. Здесь на помощь придет умение превращать settling на stirring и наоборот. Сделать это достаточно легко. Например, по плану урока ученикам нужно выполнить грамматическое упражнение gap-filling (что может быть более settling чем такое упражнение?:), но учитель понимает, что ученики заскучали и динамика очень замедленна на этом этапе занятия. Поэтому, здесь следует превратить settling в stirring, предложив ученикам поделиться на команды, выполнить задание индивидуально как можно быстрее, сравнить ответы в командах, прибежать и написать на доске ответы маркером цвета своей команды. И уже никто не скучает, так как началось грамматическое соревнование. smiley Точно так же можно импровизировать, превращая stirring в settling, если учитель видит угрозу, что дети «разнесут класс». Играя в игру с мячом, к которому прикреплены слова; в таком случае можно немного модифицировать игру, предложив ученикам более settling вариант, где мяч не бросают друг другу, а перекатывают по поверхности стола. Конечно, все предвидеть невозможно, но следует иметь в виду, что правильный баланс между stirring и settling очень важен для проведения динамичного занятия.

Уроки английского для детей

Что касается интерактивности наших уроков, то это полностью зависит от тех форм работы и взаимодействия между учителем и учениками, которые мы используем, а именно:

  • Whole class
  • Individual work
  • Pair work
  • Group work
  • Mingle

И если с организацией двух первых форм обычно не возникает проблем, то три последние иногда могут создавать неудобства. Ведь ученики могут:

1) не хотеть работать в парах
2) использовать русский язык вместо английского при работе в группах
3) создавать слишком много шума во время mingling activities

Все эти вероятные проблемы учителю нужно предвидеть и прибегать к различным методам их устранения. Например, делить учеников на пары и группы с помощью разных цветов, или половинок картинок/слов/предложений, где ученикам нужно найти своего партнера с другой половинкой как можно быстрее, или же поделить учеников на пары и группы при помощи сайта с рандомным разделением онлайн. Поощрять использовать только английский во время групповой работы можно, нарисовав шкалу на доске и заполняя ее по мере того, как ученики используют русский, и когда шкала доходит верхнего предела, происходит «взрыв» или другое негативное последствие для группы. И также, если во время mingling activities (например, игры Find someone who…) уровень шума в классе очень высок, но ученики при этом говорят по-английски и с энтузиазмом выполняют задания, воспринимать это спокойно и не заставлять их вести себя тише, ведь это как раз stirring activity.

Очень важно использовать как можно больше тех форм работы, где ученики имеют возможность взаимодействовать друг с другом во время урока, выполнять общие задания и проекты. Это позволяет делать урок динамичным, интерактивным и продуктивным. Как и почему стоит организовывать обучение таким образом можно посмотреть на видео о cooperative learning.

Также не лишним будет напомнить, что формы работы учитель должен продумать еще на этапе планирования урока и постараться сделать их максимально разнообразными. Для этого могут пригодиться несколько креативных идей по организации групповой и парной работы, примеры можно посмотреть здесь:

1) Gallery Walk
2) Think Pair Share Explained
3) World Cafe
4) Jigsaw

Вдохновения и продуктивных занятий!

 

Мария Ольховик, преподаватель Грин Кантри

Дата публикации: 14 апреля 2019