«Teaching is more than imparting knowledge, it is inspiring change». А для того, чтобы вдохновлять, нужно самому быть одухотворенным. Эмоциональное выгорание в результате рутинной работы – это не та вещь, которая способствует качественному и продуктивному сотрудничеству со студентами. Поэтому как только я почувствовала, что февральский мороз и однотипная работа начали утомлять меня морально, было принято решение о срочном выходе из зоны комфорта и поиске новых впечатлений.
To begin with, немного информации о себе. Меня зовут Катя, мне 21 год и я работаю в школе английского языка Green Country в Киеве. Вышеупомянутые события происходили прошлой зимой, когда мой опыт преподавания едва насчитывал год, а кроме того, я получала свою бакалаврскую степень (по истории, если кого-то это интересует) в КНУ им. Т. Шевченко. Казалось бы, с таким несущественным наполнением резюме работа за рубежом была недостижимой мечтой. Но это только на первый взгляд.
О программе AIESEC я знала давно, поэтому это был мой первый вариант (и, как оказалось впоследствии, беспроигрышный). Если коротко, то это сервис, который помогает молодежи из разных уголков мира развиваться в своей карьере или заниматься волонтерством там, где это наиболее необходимо. Я выбрала вторую опцию, поскольку, опять же, работа в Green Country и обучение не позволяли мне отлучиться надолго. Процесс отбора состоялся на удивление быстро: регистрация на сайте, выбор вакансии, составление и направление резюме, контакт с представителем компании, мотивационное видео, несколько интервью и... все. Буквально через 10 дней после того, как эта идея появилась в моей голове, я уже покупала билеты в Италию.
Кстати, о выборе страны, средствах и визе. В общем, самые распространенные страны, где есть вакансии преподавателя английского (как волонтера) – это Литва, Польша, Италия, Турция, Индия и Вьетнам. Италия привлекла меня, прежде всего, теплым климатом и близостью культур, то есть практически отсутствием так называемого периода акклиматизации. Кроме того, возможность ездить в Рим чуть ли не ежедневно и проживание в итальянской семье – это те вещи, благодаря которым я ничуть не пожалела о своем выборе. С другой стороны, если кто-то собирается ехать именно на оплачиваемую работу, то стоит отметить, что получить ее на территории Евросоюза для украинца (как и для любого неносителей языка) трудно, поэтому здесь следует рассматривать страны Юго-Восточной Азии. Чтобы посещать Европу как волонтер, не нужно получать никаких разрешений, достаточно иметь при себе биометрический паспорт и (желательно) письмо-приглашение от школы. Но поскольку вы не получаете никаких средств от работодателя, необходимо заблаговременно рассчитать свои расходы и взять определенную сумму средств с собой. Здесь все зависит только от вас и ваших потребностей, могу только сказать, что если в вакансии есть опция выбора между проживанием в семье или в отеле – всегда выбирайте семью. Это не только поможет понять местную культуру, бесплатно попробовать кухню и практиковать язык, но и даст возможность посетить такие красивые места, которые не найдутся ни в одном путеводителе. В общем, я потратила средства только на членский взнос (около 3000 грн), билеты в Рим и обратно (около 5000 грн), путешествия по Италии (около 8000 грн) и кучу подарочков для близких. При этом еще важно сказать, что если вы курите или употребляете алкоголь, расходы возрастут примерно вдвое, поэтому здоровый образ жизни выгоден как никогда.
Если со всеми организационными моментами покончено, можно поговорить о главном – преподавании. Я работала в государственной школе для младших классов. Она напоминает, на самом деле, совсем не ту, о которой мы думаем при словах «европейское образование». Да, это новое здание с необходимым оборудованием, закрытой охраняемой территорией и привлекательной школьной формой. Но изнутри все стены обклеены детскими рисунками вместо обоев, на столах разбросаны материалы для проектов, а пол усыпан цветной бумагой, будто конфетти. Дети не боятся задавать вопросы, а в перерывах общаются друг с другом, а не по телефону. Кстати, о перерывах. Расписание составлено так, чтобы у детей было 2 часа занятий, потом час перерыва, который они проводят вне помещения, обычно в закрытом дворике, затем снова 2 часа занятий. Как по мне, это не совсем удачная идея, потому что проводить 2 урока английского языка подряд 5-летним малявкам, которые знают только цифры и цвета (примерно то же самое, что и я знала по-итальянски :)) – это не самая простая работа на свете. Уже после 40 мин занятия их внимание сосредоточено на чем угодно, только не на учебе. Со старшими было проще, но и изучали мы не только материал по учебникам. Главная моя цель была ознакомить их с проблемой изменения климата. А объяснять о глобальном потеплении тем, кто понимает тебя на 20%, – задача не из легких.
Что касается языкового барьера, то он был существенным. Я не знала итальянский, а в школе никто не говорил по-английски. И это было странно. Находиться в стране Европейского Союза за 20 мин на машине от Рима и видеть, что по-английски не говорит никто... Опыт необычный. Не могу утверждать, в чем причина такой ситуации. То ли в непродуманности школьной программы, где дети только изучают наизусть слова, не зная, как их применять (привет, украинские школы), то ли в огромном количестве (иногда до 30) детей в классах. Конечно, если посетить центр Рима, ходить по музеям или даже пользоваться транспортом – вы услышите достаточно высокий общий уровень владения английским. А еще на русским, немецким, французским и даже китайским. В общем, тех языков, с помощью которых можно легче контактировать с туристами и продавать им магнитики с Колизеем :) Но за пределами «туристического округа» без итальянского обойтись трудно.
Что мне дала эта поездка? Прежде всего, умение находить общий язык с детьми в буквальном смысле этого слова. Теперь я знаю, что с помощью жестов и рисунков объяснить можно что угодно и кому угодно. Кроме того, пришло понимание, что в Украине родители и преподаватели слишком оберегают (= контролируют) детей. Маленькие итальянцы гуляли на улице в футболках, когда шел дождь, а температура воздуха была +13, они бегали и им было жарко. А после того они значительно лучше усваивали материал. И никто не заболел.
И, напоследок, вернувшись в Украину, я стала больше внимания уделять именно отработке знаний и анализу своих ошибок. Это гораздо важнее, чем заставлять учеников изучать правила и отдельные слова. Это то, о чем мне говорили еще на начальных тренингах Green Country, и то, что является важнейшим ориентиром в преподавании в современном мире. Стоит учить детей думать, а не запоминать.
Катя Андрейчук, преподаватель Грин Кантри