«А голову ты дома не забыл?», «Кто будет отвечать? Ооо, лес рук...» и «Вас вообще ничего, кроме телефонов, не интересует!» – ассоциируются ли эти фразы с образом крутого современного преподавателя, который вдохновляет подростков на изучение своего предмета? И какой в целом должен быть образ учителя, способного быть с учениками на одной волне? Попробуем разобраться в том, как стать ближе к своим ученикам и какие задачи по speaking можно выбрать для уроков с детьми.
Первое, с чего стоит начать поиск собственного образа ментора, – вспомнить своих любимых (или суровых, но влиятельных) школьных учителей: что же отличало их от других? Наверное, вы не найдете одного универсального ответа, ведь у одного это был авторитет, у другого – харизма, юмор или оригинальная подача материала. Очень трудно быть всем и сразу, поэтому стоит начать с нескольких аспектов и мысленно понаблюдать за теми, кто восхищал вас в подростковый период.
Со своего опыта помню, как моя репетитор по английского, кроме своих отличных знаний языка, поразила меня своей любовью к английской и американской культурам, рассказывая мелкие детали о повседневной жизни в англоязычных странах. А также тем, что не теряла ни одной возможности обратиться ко мне на английском вне занятий, например, во время телефонных звонков, поздравлений и т.д. Это вселяло чувство реальности и веры в то, что для меня это не только занятия, но и неотъемлемая часть повседневной жизни, изрядно добавляло уверенности и интереса к изучению английского языка. Более того, она постоянно повторяла фразу «Where there's a will, there's a way», которая позже стала моим своеобразным кредо. Вспоминая других своих преподавателей, я уже рисую в голове образ преподавателя-профи, который подкреплен практикой более опытных педагогов.
С основами и собственным опытом разобрались, переходим к практическим советам.
Если вы считаете преподавания своим призванием – это уже половина успеха. Дети чувствуют фальшь и неуверенность: если у преподавателя нет интереса, мотивации или драйва к своему предмету, то почему они должны появиться у его учеников? Это как объяснять кому-то тему, самому ничего не понимая или зазубрив ее, что нередко случается как со школьными учителями, так и с преподавателями вузов.
Дети, особенно тинейджеры, чувствуют неуверенность, нервозность и апатию преподавателей. Так что стать авторитетом для них в таких случаях невозможно. Если преподаватель чувствует себя как рыба в воде во время занятия, не выходит из себя, не кричит и не впадает в панику – скорее всего, большинство учеников будет вести себя соответствующе. Волнение и неуверенность передаются, как вирус, поэтому работа над этим аспектом чрезвычайно важна.
Лучшая защита преподавателя – его авторитет. К сожалению, он не появляется за несколько занятий и нуждается в постоянной поддержке. Например, даже правило «если никто не нарушит дисциплину во время урока – получите меньше домашки или посмотрите смешное видео» может не работать из-за того, что преподаватель сам не придерживается и не выполняет своих обещаний. Само отношение к ученикам также очень важно: стоит накричать на кого-то только раз, сказать некорректную фразу или комментарий – и ученическое сарафанное радио передаст весть об этом всем, кому только можно.
Этот шаг вытекает из предыдущего и является важной частью как роста авторитета преподавателя, так и создания комфортной атмосферы в группе или классе. Собственный набор правил, умение мотивировать и другие фишки подталкивают детей чувствовать себя частью целого без неэффективных классических школьных правил «плохое поведение – двойка в дневник и звонок родителям». Конечно, эта рутина и правила должны формироваться в соответствии с особенностями каждой группы детей (в частности, возраста). Так, мотивация наклейками с машинками или звездочками для одиннадцатиклассников вряд ли будет результативной (хотя иногда – наоборот), но что-то вроде «сделаем все задачи – в конце урока будет время на скетчи SNL / караоке на английском / подборку ТикТоков / Alias» (нужное подчеркнуть) может прекрасно сработать даже на менее мотивированных или активных тинейджерах.
Никто не отменял классические и базовые принципы взаимоотношений «учитель – ученик». Уважение к ученикам, объективность, внимание и эмпатия должны присутствовать в работе с любыми возрастными группами. Чувствовать своих учеников и их состояние – значит быть для них ближе. Однако важно помнить о последнем шаге.
Преподаватель должен быть другом для своих учеников, но при этом четко держать баланс между панибратством и строгостью. Иногда попытки быть чересчур «в теме» дают противоположный эффект и могут вызвать недоверие. При выборе тем или игр следует придерживаться золотой середины и прислушиваться к потребностям своих учеников.
Итак, какие типы задач и приемы можно использовать для разговорных занятий с тинейджерами?
Очень часто в традиционных школьных, даже британских учебниках есть темы, которые уже устарели или стали неактуальными для современной молодежи, вроде «Magazines and TV play an important role in our lives. What role do they play in your life?». Конечно, ответить на подобные вопросы будет невозможно, поскольку сегодня тема не актуальна. Однако если заменить вопросы на «Your parents still watch TV every day and don’t understand why Netflix and other online streaming platforms are popular. How would you convince them that watching news and movies online is better?», то тема станет ближе к современным тинейджерам, которые будут чувствовать себя более комфортно.
Также любую тему для speaking можно привязать к последним новостям, событиям, фильмам и тому подобное. Например, говоря об Украине и украинцах в мире, вспомните не только Шевченко (как поэта, так и футболиста), но популярные стартапы Grammarly или Reface, недавний сериал от HBO о Чернобыле, найдите реальный влог какого-то туриста, который посетил Украину. Чем ближе к реальности будет тема, тем больше шансов, что она затронет учащихся и им будет о чем поговорить.
Обсуждение последних новостей, которые могут быть интересны подросткам, станет хорошим warm-up в начале урока, подогреет их интерес к дальнейшему занятию.
Отличный способ создать доверительную атмосферу и заинтересовать – собственный пример преподавателя. Важно дать возможность ученикам почувствовать, что их учитель не является идеальным и всезнающим, он прислушивается к их мнению и также учится чему-то у них. Например, разговаривая о внешнем виде, спросите: «Is it appropriate for a teacher to have pink hair?» / «If I wanted to go to a party for young people, what would you recommend me to wear?». Также стоит вовлекать и учеников: «Imagine than Alex is a famous actor, what clothes should he wear for an Oscar ceremony?».
Идеальная опция для активных учеников и любых разговорных тем. На практике использование дебатов в разговорных задачах дает неплохие результаты. Стоит выбрать тему, на которую можно высказать два противоположных мнения, и предоставить воображаемую короткую ситуацию. Например: «Should TikTok be banned for children under 18?». Одной группе предоставляется роль обеспокоенных родителей, которые переживают за безопасность своих детей, другой – роль тинейджеров, которые не понимают такой обеспокоенности. Стоит лишь учитывать, что на дебатах следует вводить ограничения по времени, давать target vocabulary или functional language, при необходимости писать заготовки или дополнительные вопросы и ненавязчиво мониторить работу в группах, подтягивая менее активных в дискуссии. Если тема будет актуальной, желание поспорить и войти в роль поможет не только уменьшить давление и языковой барьер, но и положительно повлиять на взаимоотношения в группе. Ну и повеселиться, конечно!
Вариантом для менее активных учеников и парной работы могут быть задания на оценку по шкале «Strongly agree 1 2 3 4 5 6 Strongly disagree» с аргументацией, почему именно так. Этот вариант дает готовые решения и примеры, помогает ученикам почувствовать вес собственных решений. Выглядит это так:
I see no problem with testing cosmetics on animals:
Strongly agree 1 2 3 4 5 6 Strongly disagree
Для готовых вариантов игр и вопросов можно воспользоваться замечательным сайтом с множеством тем и заданий All Things Topics (в Україні доступний через сервіси VPN). (в Украине доступен через сервисы VPN). Темы для разговорных занятий с подростками могут быть самыми разнообразными, задача преподавателя – адаптировать их к потребностям конкретной группы и собственного стиля преподавания. Just don’t worry and good luck!
Валерия Трикиша, преподаватель Грин Кантри