В 2017 году Министерство образования и науки Украины решило изменить подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Теперь он ориентируется на сотрудничество и дружеские отношения.
Однако в украинской педагогической истории уже встречалось много примеров учителя-ментора и учителя-друга. Одним из таких можно считать Василия Сухомлинского, который написал более 600 научных работ о педагогике и был основателем новаторского гуманистического подхода к преподаванию, который стоял на трех китах: «школа – семья – общественность».
Так как же учитель может стать другом или ментором для своего ученика? И стоит ли вообще? Мы решили расспросить трех образовательных деятелей, имеющих дружеские отношения со своими студентами.
1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?
Первый опыт работы с детьми и подростками произошел, когда я была на втором курсе. Я преподавала сценическую речь в театральной студии «Априори», в которой сама училась в детстве. У меня была смешанная группа от 7 до 15 лет, в этом была определенная сложность, поскольку круг интересов у тех, кому 7 и кому 15, отличаются. Но все же нам это не мешало и мы вместе сделали классное представление по стихам Лины Костенко. Позже я сделала спектакль для подростков по новодрамовской пьесе «16+», работала с подростками в проектах «Класс Акт» Театра Переселенца. Тогда я поняла, что мне интересно с детьми и хочется сотрудничать с ними в творчестве.
После Революции Достоинства в моем сознании особенно актуализировался вопрос культурного развития молодежи в нашей стране и я решила, что хочу создать собственный проект, который бы художественным путем помогал юному поколению в вопросах идентичности, поиска собственных ценностей и реализации себя. В 2017 году я создала собственную общественную организацию – и вот уже третий год работаю с подростками из разных регионов Украины.
2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?
Это сложный вопрос. У меня нет никакой методологии, поскольку не преследую цели становиться подругой или менторкой. Это происходит само собой. Я открытый человек и делаю свою работу честно. Я работаю в направлениях современного театра, с документальным театром, а это работа, которая исключает определенную иерархичность в отношениях с участниками моих проектов.
Мне интересны личности, с которыми я работаю. Мне очень хочется просто делиться своим опытом и знаниями, участники моих проектов это чувствуют – и мы начинаем существовать в едином творческом потоке, что делает нас близкими по-настоящему.
3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?
Думаю, главная проблема в иерархичности. Когда учитель позиционирует себя чуть ли не богом и начинает чего-то требовать – в этом нет открытости, это создает границы и барьеры.
Важно существовать на равных, уметь доверять и создавать такое пространство вокруг себя. Важно уважать личность, с которой работаешь, слышать мысли, не обесценивать действия и идеи. Я не думаю, что это какие-то суперсоветы, потому что это на самом деле основы общения.
4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?
По моему мнению, творчество невозможно без открытости и доверия. Каждый участник художественного процесса – личность, которая хочет высказаться и быть услышанной. Это процесс, который человек должен пройти сначала самостоятельно, затем в совместном творческом потоке, а требовать этого – нет никакого смысла.
В 2019 году я делала довольно сложный спектакль со студентами Авдеевского ПТУ. Сложность заключалась в том, что раньше их мыслями и их миром никто не интересовался, поэтому они относились ко мне с некоторым недоверием.
Мы планировали написать пьесу, по которой мы потом должны были сделать представление. То есть вымышленную историю о вымышленных людях. Но по ряду причин мы должны были попрощаться с этим планом и перейти в плоскость открытости и документалистики.
В конце концов, мы сделали документальное представление «Дискотека в Авдеевке», которая кричала мыслями и мирами этих ребят, которая создала определенный резонанс в городе. А ключом стала простая искренность и уважение к мнению участников.
5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?
Бороться с эйджизмом и морализаторством в своей голове и рабочем пространстве.
1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?
У меня первый опыт работы с детьми и подростками – это Украинская академия лидерства. До этого в 1988 году у меня была педагогическая практика в школе. На тот момент мне казалось, что учитель должен знать все о своем предмете. Это был урок английского языка для четвероклассников, которые английского вообще не знали. Тогда я еще не понимала, что сравнивать отсутствие знаний и средний уровень знаний нельзя. Этот урок был большим провалом. Я думала, что я очень непрофессиональная. И если я настолько непрофессиональная, то я не могу учить других, мне нужна научная работа.
И после того через много лет я пришла в аудиторию детей и юношества Украинской академии лидерства. В первый год обучения еще не до конца было понятно, как это должно работать. Я понимала, что хочу рассказать о языке, но не знала, каким образом это сделать. Пришла на свою первую лекцию и сказала: «Я знаю, что я хочу рассказать и я хочу показать, но таким или другим образом – вы должны мне помочь».
Для меня дети – это люди. Я не разделяю историю, что ребенок – это рыба, которая не имеет голоса. Для меня это человек, который тоже имеет свое слово и мнение. Не говоря уже о том, что каждое следующее поколение умнее, чем предыдущее.
2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?
Уважение – уважать себя и уважать того, кого учишь, кто учится у тебя, – это первый момент. На самом деле, никто никого не может научить. Только студент сам может чему-то научиться от своего преподавателя, а преподаватель должен создать для этого условия.
Уважать себя и того, с кем ты работаешь. Быть честным в аудитории. У меня был преподаватель Иван Иванович Кунец и он говорил: «Если вы заходите в аудиторию и не волнуетесь, бегите из этой аудитории». Когда ты готовишься, анализируешь, вкладываешь знания в студентов, тогда ты становишься человеком, к которому студенты сами будут идти за информацией.
Если сосредоточиться только на формировании отношений, забыв об обучении, об уважении, об ответственности, то скорее всего ничего не получится.
Будь собой, уважай себя и уважай других. Всегда в аудитории будет такой, кому ты нравишься или не нравишься. Но здесь важно помнить, что на этой Земле всегда будут люди, которые разделяют твои ценности и идеи, а будут и такие, кому ты не будешь нравиться – и это нормально. Как только начинаешь быть фальшивым, все перестает работать.
3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?
Это страх, неуверенность, недоверие к себе, неверие в себя, неумение рефлексировать. Но страх и неуверенность – это основное.
4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?
Если отношения выстраивались хорошие, то обычно и результаты будут хорошие – то, что вы мне звоните и хотите со мной пообщаться после того, как я вас учила, и является результатом нашего совместного проекта. То есть это означает, что не бесполезно было наше обучение.
У меня есть студенты, с которыми я продолжаю общаться более 20 лет; были ситуации, когда мои студенты приходили за поддержкой в трудные минуты их жизни. Мне приятно, что смогла поддержать их. Человеческие отношения – вот это результат обучения. Если учитель остается в жизни студента дольше, чем на время проведения пары – это результат.
Иногда, когда даже проект неуспешный, даже когда он не удался, он все равно вас чему-то научил. Я на самом деле больше люблю провальные проекты, потому что из этих ошибок и рефлексий создана я. Больше люблю свои фиаско и проигрыши, потому что они всегда ведут к чему-то более качественному и лучшему.
5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?
Любить себя, верить в себя, уважать себя и поэтому любить своего ученика, дать ему быть собой. Дать ему совершить ошибку, дать самому ее исправить и дать ему возможность «состояться» через этот процесс.
Быть другом, а не надзирателем.
1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?
Я работала с детьми и подростками почти три года, каждую неделю преподавая английский, а целое лето проводила с детьми в лагерях. Признаюсь, сначала это больше напоминало перетягивание каната – и не всегда в мою пользу. Рвение, которое было перед занятием, быстро распылялось, появлялась уныние, которое еще больше усиливало стереотипы о работе с детьми.
Но их творческий потенциал не давал падать духом, я перестала «соревноваться», «укрощать», а пыталась дать больше пространства для их самовыражения, медленно устанавливая границы дозволенного. Неожиданно, атмосфера превратилась в более непринужденную, что совсем не мешало учебе. Поэтому для меня было важно достичь доверия, а не покорности в выполнении заданий.
2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?
Сначала это было бессознательно, но сейчас могу сказать, что на это повлияла моя открытость и готовность их выслушать. А им было что сказать, особенно подросткам. Медленно это переросло в то, что появлялись советы, которыми следовало бы поделиться. А они оказывались ценными.
3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?
Пожалуй, рамки и обычай субординировать свои отношения. Да и шаблонность восприятия самой профессии учителя. Это не о страхе, боязни и власти, а уверенность в своих знаниях, опыте, возможности открыться самому и дать возможность открыться детям. Не стоит ограничиваться одной сферой, нужно развиваться в разных направлениях и не забывать, что время меняется. Поэтому от детей есть много чему взаимно поучиться.
4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?
Иногда общение на интересующие детей и подростков темы (конечно же, на английском) захватывало настолько, что было трудно вернуться к тематическому руслу урока. Однако я быстро проанализировала эту ситуацию и в таких случаях пыталась вытаскивать из детей максимум на именно ту тему, которой нужно уделить внимание на уроке, активизируя их активную лексику и грамматику. Со временем направлять их в правильное русло стало легче и это не отнимало много усилий.
5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?
Нужно начать с умения слушать.
Строить или не строить открытые и теплые отношения со своими студентами, а главное – как это делать – каждый учитель решает сам, но нашей школе кажется, что выбор очевиден.
Иван Залогин, преподаватель Грин Кантри