В 2017 году Министерство образования и науки Украины решило изменить подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Теперь он ориентируется на сотрудничество и дружеские отношения.

Однако в украинской педагогической истории уже встречалось много примеров учителя-ментора и учителя-друга. Одним из таких можно считать Василия Сухомлинского, который написал более 600 научных работ о педагогике и был основателем новаторского гуманистического подхода к преподаванию, который стоял на трех китах: «школа – семья – общественность».

Так как же учитель может стать другом или ментором для своего ученика? И стоит ли вообще? Мы решили расспросить трех образовательных деятелей, имеющих дружеские отношения со своими студентами.

 

Евгения Видищева

Культурная и образовательная деятельница, директорка и основательница ОО «Видлик Проджектс», режиссерка театра, продюсерка и менеджерка социально-культурных проектов, нацеленных на работу с подростками

 

Евгения Видищева

 

1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?

Первый опыт работы с детьми и подростками произошел, когда я была на втором курсе. Я преподавала сценическую речь в театральной студии «Априори», в которой сама училась в детстве. У меня была смешанная группа от 7 до 15 лет, в этом была определенная сложность, поскольку круг интересов у тех, кому 7 и кому 15, отличаются. Но все же нам это не мешало и мы вместе сделали классное представление по стихам Лины Костенко. Позже я сделала спектакль для подростков по новодрамовской пьесе «16+», работала с подростками в проектах «Класс Акт» Театра Переселенца. Тогда я поняла, что мне интересно с детьми и хочется сотрудничать с ними в творчестве.

После Революции Достоинства в моем сознании особенно актуализировался вопрос культурного развития молодежи в нашей стране и я решила, что хочу создать собственный проект, который бы художественным путем помогал юному поколению в вопросах идентичности, поиска собственных ценностей и реализации себя. В 2017 году я создала собственную общественную организацию – и вот уже третий год работаю с подростками из разных регионов Украины.
 

2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?

Это сложный вопрос. У меня нет никакой методологии, поскольку не преследую цели становиться подругой или менторкой. Это происходит само собой. Я открытый человек и делаю свою работу честно. Я работаю в направлениях современного театра, с документальным театром, а это работа, которая исключает определенную иерархичность в отношениях с участниками моих проектов.

Мне интересны личности, с которыми я работаю. Мне очень хочется просто делиться своим опытом и знаниями, участники моих проектов это чувствуют – и мы начинаем существовать в едином творческом потоке, что делает нас близкими по-настоящему.
 

3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?

Думаю, главная проблема в иерархичности. Когда учитель позиционирует себя чуть ли не богом и начинает чего-то требовать – в этом нет открытости, это создает границы и барьеры.

Важно существовать на равных, уметь доверять и создавать такое пространство вокруг себя. Важно уважать личность, с которой работаешь, слышать мысли, не обесценивать действия и идеи. Я не думаю, что это какие-то суперсоветы, потому что это на самом деле основы общения.
 

4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?

По моему мнению, творчество невозможно без открытости и доверия. Каждый участник художественного процесса – личность, которая хочет высказаться и быть услышанной. Это процесс, который человек должен пройти сначала самостоятельно, затем в совместном творческом потоке, а требовать этого – нет никакого смысла.

В 2019 году я делала довольно сложный спектакль со студентами Авдеевского ПТУ. Сложность заключалась в том, что раньше их мыслями и их миром никто не интересовался, поэтому они относились ко мне с некоторым недоверием. 

Мы планировали написать пьесу, по которой мы потом должны были сделать представление. То есть вымышленную историю о вымышленных людях. Но по ряду причин мы должны были попрощаться с этим планом и перейти в плоскость открытости и документалистики.

В конце концов, мы сделали документальное представление «Дискотека в Авдеевке», которая кричала мыслями и мирами этих ребят, которая создала определенный резонанс в городе. А ключом стала простая искренность и уважение к мнению участников.
 

5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?

Бороться с эйджизмом и морализаторством в своей голове и рабочем пространстве.

 

Орися Демская

Председательница Национальной комиссии по стандартам государственного языка, профессорка, соучредительница образовательной платформы для учителей «Liberal Arts», национальная лекторка Украинской академии лидерства

 

Орися Демская

 

1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?

У меня первый опыт работы с детьми и подростками – это Украинская академия лидерства. До этого в 1988 году у меня была педагогическая практика в школе. На тот момент мне казалось, что учитель должен знать все о своем предмете. Это был урок английского языка для четвероклассников, которые английского вообще не знали. Тогда я еще не понимала, что сравнивать отсутствие знаний и средний уровень знаний нельзя. Этот урок был большим провалом. Я думала, что я очень непрофессиональная. И если я настолько непрофессиональная, то я не могу учить других, мне нужна научная работа.

И после того через много лет я пришла в аудиторию детей и юношества Украинской академии лидерства. В первый год обучения еще не до конца было понятно, как это должно работать. Я понимала, что хочу рассказать о языке, но не знала, каким образом это сделать. Пришла на свою первую лекцию и сказала: «Я знаю, что я хочу рассказать и я хочу показать, но таким или другим образом – вы должны мне помочь».

Для меня дети – это люди. Я не разделяю историю, что ребенок – это рыба, которая не имеет голоса. Для меня это человек, который тоже имеет свое слово и мнение. Не говоря уже о том, что каждое следующее поколение умнее, чем предыдущее.
 

2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?

Уважение – уважать себя и уважать того, кого учишь, кто учится у тебя, – это первый момент. На самом деле, никто никого не может научить. Только студент сам может чему-то научиться от своего преподавателя, а преподаватель должен создать для этого условия.

Уважать себя и того, с кем ты работаешь. Быть честным в аудитории. У меня был преподаватель Иван Иванович Кунец и он говорил: «Если вы заходите в аудиторию и не волнуетесь, бегите из этой аудитории». Когда ты готовишься, анализируешь, вкладываешь знания в студентов, тогда ты становишься человеком, к которому студенты сами будут идти за информацией.

Если сосредоточиться только на формировании отношений, забыв об обучении, об уважении, об ответственности, то скорее всего ничего не получится.

Будь собой, уважай себя и уважай других. Всегда в аудитории будет такой, кому ты нравишься или не нравишься. Но здесь важно помнить, что на этой Земле всегда будут люди, которые разделяют твои ценности и идеи, а будут и такие, кому ты не будешь нравиться – и это нормально. Как только начинаешь быть фальшивым, все перестает работать.
 

3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?

Это страх, неуверенность, недоверие к себе, неверие в себя, неумение рефлексировать. Но страх и неуверенность – это основное.
 

4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?

Если отношения выстраивались хорошие, то обычно и результаты будут хорошие – то, что вы мне звоните и хотите со мной пообщаться после того, как я вас учила, и является результатом нашего совместного проекта. То есть это означает, что не бесполезно было наше обучение.

У меня есть студенты, с которыми я продолжаю общаться более 20 лет; были ситуации, когда мои студенты приходили за поддержкой в трудные минуты их жизни. Мне приятно, что смогла поддержать их. Человеческие отношения – вот это результат обучения. Если учитель остается в жизни студента дольше, чем на время проведения пары – это результат.

Иногда, когда даже проект неуспешный, даже когда он не удался, он все равно вас чему-то научил. Я на самом деле больше люблю провальные проекты, потому что из этих ошибок и рефлексий создана я. Больше люблю свои фиаско и проигрыши, потому что они всегда ведут к чему-то более качественному и лучшему.
 

5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?

Любить себя, верить в себя, уважать себя и поэтому любить своего ученика, дать ему быть собой. Дать ему совершить ошибку, дать самому ее исправить и дать ему возможность «состояться» через этот процесс.

Быть другом, а не надзирателем.

 

Юлия Пичкарева 

Преподавательница школы Green Country, образовательная и общественная деятельница, тимлидка в лагере для подростков «West Camp»

 

Юлия Пичкарева

 

1. Каким был Ваш опыт работы с детьми и подростками?

Я работала с детьми и подростками почти три года, каждую неделю преподавая английский, а целое лето проводила с детьми в лагерях. Признаюсь, сначала это больше напоминало перетягивание каната – и не всегда в мою пользу. Рвение, которое было перед занятием, быстро распылялось, появлялась уныние, которое еще больше усиливало стереотипы о работе с детьми.

Но их творческий потенциал не давал падать духом, я перестала «соревноваться», «укрощать», а пыталась дать больше пространства для их самовыражения, медленно устанавливая границы дозволенного. Неожиданно, атмосфера превратилась в более непринужденную, что совсем не мешало учебе. Поэтому для меня было важно достичь доверия, а не покорности в выполнении заданий.
 

2. По опыту Вашей деятельности, каким образом Вы становились другом/ментором для своих учеников?

Сначала это было бессознательно, но сейчас могу сказать, что на это повлияла моя открытость и готовность их выслушать. А им было что сказать, особенно подросткам. Медленно это переросло в то, что появлялись советы, которыми следовало бы поделиться. А они оказывались ценными.
 

3. По Вашему мнению, что мешает учителям и другим образовательным деятелям иметь дружеские связи со своими студентами?

Пожалуй, рамки и обычай субординировать свои отношения. Да и шаблонность восприятия самой профессии учителя. Это не о страхе, боязни и власти, а уверенность в своих знаниях, опыте, возможности открыться самому и дать возможность открыться детям. Не стоит ограничиваться одной сферой, нужно развиваться в разных направлениях и не забывать, что время меняется. Поэтому от детей есть много чему взаимно поучиться.
 

4. Влияли ли дружеские отношения на результаты Вашего обучения или проектов?

Иногда общение на интересующие детей и подростков темы (конечно же, на английском) захватывало настолько, что было трудно вернуться к тематическому руслу урока. Однако я быстро проанализировала эту ситуацию и в таких случаях пыталась вытаскивать из детей максимум на именно ту тему, которой нужно уделить внимание на уроке, активизируя их активную лексику и грамматику. Со временем направлять их в правильное русло стало легче и это не отнимало много усилий.
 

5. Какие советы Вы могли бы дать учителям, которые хотят быть ближе к своим студентам?

Нужно начать с умения слушать.


 

Строить или не строить открытые и теплые отношения со своими студентами, а главное – как это делать – каждый учитель решает сам, но нашей школе кажется, что выбор очевиден.

 

Иван Залогин, преподаватель Грин Кантри

Дата публикации: 2 июля 2020