Замечали, как дошкольники схватывают новые слова, как губка, тогда как подростки нуждаются в более структурированном подходе и усилиях? Или как пятиклассник и старшеклассник-подросток на одинаковом начальном уровне английского учатся вместе, но один постоянно скучает, а другой не успевает? Эти ситуации, хотя и не столь распространенные в большинстве языковых школ, указывают нам на глубокие различия в процессах усвоения знаний разными возрастными группами.
В Green Country мы формируем группы по векторному принципу «Возраст + Уровень». Для нас это решение носит не только организационный характер, ведь со временем мы убедились в его значительной эффективности. Поэтому сегодня хотим поделиться этим опытом с вами и чтобы было еще интереснее — рассмотрим научную основу.
Содержание
1. Развивающийся мозг: нейробиологические основы обучения
2. Мотивация: внутренняя VS внешняя
3. Внимание и когнитивная нагрузка: разные возможности, разные группы
4. Форматы заданий: что работает для разных возрастных групп
5. Почему возраст важнее, чем может казаться
6. «Возраст + уровень» в повседневной жизни — полезные советы для родителей
Иногда мы слышим от родителей вопрос: «Почему нельзя объединить в одну группу детей всех возрастов с одинаковым уровнем знаний?». И уверяем вас, что кроме интуитивного объяснения, у этого решения есть много аргументов со стороны различных исследователей — детских психологов, нейробиологов, физиологов и т.д.
Наши преподаватели ежедневно наблюдают явление, которое Патрисия Куль описала в своих трудах о развитии мозга и языковом восприятии: дети допубертатного возраста демонстрируют удивительную способность к различению звуков разных языков. «Мозг ребенка настроен на восприятие любых языковых паттернов, тогда как мозг взрослого сосредотачивается на звуках, релевантных родному языку», — объясняла исследовательница.
В процессе работы с разными возрастными группами в Green Country мы интуитивно почувствовали эти отличия и адаптировали наши методики. Для детей младшего возраста мы используем большее количество фонетических упражнений и игр с произношением, тогда как для подростков — более аналитический подход к изучению языка.
У подростков есть собственные преимущества: лучше развиты когнитивные стратегии, способность к абстрактному мышлению и понимание языковых правил. Поэтому в старших группах Green Country мы больше времени уделяем работе с грамматическими структурами и логическими связями.
Золтан Дорньеи в труде на тему мотивации при изучении языков обнаружил, что дети помладше в основном руководствуются внутренней мотивацией — им нравится сам процесс, игра, веселье, похвала от наставников. Подростки чаще опираются на внешнюю мотивацию — конкретные цели, практическую пользу, социальное признание среди сверстников.
Дорнье объясняет: «У подростков формируется так называемое идеальное языковое «я» — представление о себе, как о человеке, владеющем иностранным языком, а значит, знает что-то большее об этом мире».
На практике это означает, что для детей 7-10 лет мы предлагаем яркие игровые элементы и систему вознаграждений, а для подростков 14-17 лет релевантный контент, связанный с их увлечениями и будущими планами. К примеру, с одинаковым грамматическим материалом уровня А1 (например, Present Simple) мы работаем совершенно по-разному: для младших школьников это может быть обсуждение хобби, для старших — обсуждение известной серии кинофильмов о Гарри Поттере.
Адель Даймонд, исследуя развитие исполнительных функций мозга, пришла к выводу, что способность к длительной концентрации вниманию, многозадачности и самоконтролю развивается постепенно и достигает максимума только в позднем подростковом возрасте. Ее статья демонстрирует, как эти навыки формируются разными темпами в разных возрастных группах.
Наши преподаватели заметили, что для детей младшего возраста оптимальны короткие сменяющие друг друга активности (5-10 минут) с частыми перерывами (в частности, на физическую активность). Подростки способны работать над одной задачей дольше (15-20 минут), но нуждаются в большей интеллектуальной стимуляции.
Даже при одинаковом уровне знаний, например, А1, урок для 9-летних учеников будет иметь больше коротких активностей с частой сменой деятельности, тогда как для 15-летних — более глубокую проработку меньшего количества тем. Объединить эти подходы в одной группе было бы просто невозможно без потери эффективности одного из студентов.
Когда родители видят, насколько разные уроки в группах всех возрастов, даже с одинаковым уровнем знаний, они понимают логику нашего подхода.
Из опыта мы знаем, что для детей 7-11 лет эффективны:
подвижные игры с использованием новой лексики;
песни с движениями и жестами;
истории с элементами инсценировки;
творческие задания с использованием различных раздаточных материалов.
Эти практические наблюдения также совпадают с методом Total Physical Response (TPR) Джеймса Ашера, который показал, что для детей младшего возраста критически важно сочетание физической активности с языковым обучением. «Мозг ребенка активнее запоминает информацию, полученную параллельно с физическими действиями», — объясняет Ашер в своей книге «Learning another language through actions».
Для подростков мы разработали более «взрослые» форматы заданий:
связаные с их интересами (музыка, технологии, спорт);
с практическим применением (подготовка презентаций, проектов);
с элементами социального взаимодействия;
с использованием современных технологий и медиа.
Род Эллис в своем труде о task-based learning сформулировал это так: «Если дети учатся играя, то подростки — работая».
Однородные по возрасту и уровню группы показывают лучшие результаты обучения, как это демонстрировали Патси Лайтбаун и Нина Спада в своей книге How languages are learned. Это связано с несколькими факторами, которые мы наблюдаем на практике:
Общие интересы и опыт: ученики одного возраста имеют подобные интересы, что позволяет создавать релевантный контент. Наши преподаватели отмечают, что обсуждение одной и той же темы с 9-летними и 15-летними учениками требует совершенно разного подхода.
Похожий темп обучения: ученики одного возраста чаще имеют схожий темп усвоения материала. В смешанных группах преподавателям приходится искать компромисс, что отрицательно сказывается на прогрессе всех учеников.
Социально-эмоциональный комфорт: в группе сверстников ученики чувствуют себя увереннее и свободнее. Подростки могут закрываться, попадая в группу с младшими детьми, и наоборот, младшие дети могут испытывать тревогу в группе с подростками.
Понимая различия в обучении разных возрастов, вы можете значительно повысить эффективность самостоятельных занятий со своими детьми, например, выполнение домашних заданий. Детям 7-11 лет для реализации этих советов понадобится помощь взрослых:
создавайте игровую среду;
используйте визуальные материалы;
часто меняйте активности;
хвалите ребенка за старания.
По нашему опыту, короткие ежедневные упражнения (10-15 минут) работают для этой возрастной группы гораздо лучше, чем долгие занятия раз в неделю.
А подростков 12-17 лет приучайте воплощать эти советы самостоятельно. Пусть они:
находят и обосновывают для себя цель задания;
ищут связь материалов со своими интересами;
не ограничивают свою автономию;
используют вспомогательные технологии.
Наши преподаватели активно поощряют создание пространства для самостоятельной практики языка через просмотр сериалов, общения в играх и социальных сетях.
И, вероятно, самый главный совет как для детей, так и для взрослых, которые изучают английский — это искать свой стиль обучения. Ведь «успешное изучение языка больше зависит не от возраста начала обучения, а от соответствия методов преподавания возрастным особенностям учеников», — говорится в одной из работ исследовательниц Марианны Николов и Елены Михалевич-Джигунович.
Подытоживая, скажем: одинаковый уровень знаний не означает одинаковый путь обучения. Дети и подростки — это разные миры с разными потребностями, и в своей работе мы создаем наилучшие условия для развития каждого из них.
Полина Коломийцева