Редко встретишь школьника, который искренне любит проводить много времени за учебниками и в восторге от учебы. Как тут заинтересовать ребенка еще дополнительными уроками английского для детей? Во-первых, занятия должны отличаться от школьных, поэтому выбирайте эффективные курсы с хорошей репутацией и отзывами. Во-вторых, уделите время увлекательной самостоятельной работе, благодаря которой ребенок полюбит иностранный и будет с радостью его учить.
В нашем блоге мы уже обсуждали, как сделать уроки английского интересными в языковой школе и дома. Ниже рассмотрим особенности детских курсов, а также выясним, как родители могут помочь сделать их веселыми и результативными.
Содержание
2. Уроки английского для детей или приложения?
3. Выбираем уроки английского для детей
5. Мотивируем ученика на изучение иностранного
6. Делаем занятия более интересными
Сначала стоит озвучить, что уроки английского для детей – это совсем не то же, что курсы для взрослых. Здесь гораздо больше своих нюансов и сложностей. Дети – это особая категория студентов, характерными особенностями которой является не только повышенная активность, но и рассеянное внимание. Вероятно, вы могли замечать это за своими малышами. Однако существуют правила работы с этой категорией студентов, сводящие к минимуму диссонанс этих двух особенностей. Учитывайте их при выборе курсов или индивидуальных уроков английского языка для детей.
Стабильность
Это совсем не означает выполнения идентичных упражнений изо дня в день. Стабильность – это регулярные занятия без перерывов в изучении иностранного. Они могут быть непродолжительными по времени, но они должны проходить несколько раз в неделю.
Бывает и такое, что первое занятие ребенку просто не понравилось. В таком случае необходимо выяснить причину, что именно пошло не так, поговорить и с ребенком, и с преподавателем, но ни в коем случае не делать паузу в обучении. Не пытайтесь сразу сменить формат или программу, ведь маленький вредина снова может быть недовольным, а время будет идти.
Подумайте вместе, как должен выглядеть ваш идеальный урок английского для детей. Отталкиваясь от ваших целей, потребностей, желаний ребенка, вы сможете очертить для себя формат занятий и искать оптимальный именно для вас вариант.
Гибкость программы
У каждого ребенка есть особенности характера и темперамента, а значит – программа обучения должна быть наиболее гибкой именно для этой возрастной группы. На уроках английского для детей важна основа – своего рода фундамент, на котором и строится вся система обучения. Однако «хрупкий» возраст ребенка все же диктует свои правила работы. В этой ситуации учителя можно сравнить с врачом, и главная его задача – не навредить, чтобы у ребенка не пропало желание учить иностранный.
Если какая-то активность или задача не вызывает восторга у ребенка – преподаватель должен не бояться немного отойти от программы, заменить упражнение, попробовать другой подход. Преподаватель – это психолог, который должен чувствовать, как строить занятия, чтобы было комфортно прежде всего ребенку. Поэтому обязательно, чтобы школа предоставляла обратную связь и была открыта к пожеланиям и предложениям студентов.
Интерактивность
Одно из приоритетных требований современных родителей – интерактивность. В век развития технологий любая лингвистическая школа просто обязана внедрять в свои занятия элементы интерактива. Это работа с онлайн-учебниками или приложениями, лексическими картами, аудио- и видеоматериалами, играми и тестами.
К тому же почти у каждого ребенка сейчас есть смартфон, почему бы не использовать его с пользой? Например, соревнование в Quizlet или другом лингвистическом приложении не только разнообразит учебный процесс, но и даст ребенку колоссальную мотивацию изучать иностранный и достичь новых высот.
Даже грамматика может быть интерактивной. Многие школы используют довольно неплохое приложение для отработки знаний по грамматике – Kahoot. По возрасту он подходит и детской, и взрослой аудитории и рассчитан на групповые занятия.
Интерактивные занятия – это стопроцентный интерес. Кроме того, они демонстрируют большую наглядность в подаче учебного материала, что повышает производительность.
Процесс диджитализации сейчас всепоглощающий, и уроки английского для детей – не исключение
Активность
Детям очень трудно усидеть на одном месте целый урок, и до конца занятия они просто не воспринимают информацию из-за усталости. Выход один – разнообразить упражнения. Сейчас мы работаем с учебником, а уже через пару минут отправляемся в путешествие по классной комнате в поиске новых слов. Дети с интересом ждут следующего этапа урока, а не его скорейшего завершения.
Однако во всем нужен баланс, и не стоит занятия по иностранному превращать в физкультуру. Так что поинтересуйтесь планами занятий, посетите пробный урок, чтобы убедиться, что активности чередуются, а ребенку и не тяжело, и не скучно.
Все мы значительную часть свободного времени проводим в гаджетах. Соответственно, у родителей возникает, как они полагают, беспроигрышная идея – если все равно ребенок в смартфоне, так пусть там и учится. Но это самое распространенное заблуждение родителей. Приложения не могут заменить полноценных занятий. Они станут хорошим дополнением к урокам английского для детей, но не их заменой. К тому же, не являясь специалистом в сфере лингвистики и педагогики, среднестатистические родители будут долго выбирать качественное приложение. Именно поэтому и рекомендуется прежде всего посещать занятия с преподавателем.
Групповые занятия смогут дать гораздо большее, чем приложение. Во-первых, детям нужна программа и система. Прохождение уровней в приложении отнюдь не равно прохождению уровня знания языка. Детские занятия требуют ответственного подхода преподавателя к построению программы и контролю знаний учеников. Многие приложения в смартфоне также оценивают уровень знания после прохождения определенных этапов, но важно помнить, что это – программа, которая не объяснит ошибки или спорные моменты в задании. Во-вторых, практика иностранного со смартфоном исключает живую коммуникацию. А изучение языка без разговорной практики невозможно.
Отметим, что идеальным решением является синтез методов и подходов к обучению.
Планирование детских занятий по иностранному – весьма трудоемкая и сложная задача для любого преподавателя, даже очень опытного. Конечно, всегда есть определенная канва, основываясь на которой преподаватель и продумывает учебный план. Эта канва – программа, включающая в себя любой учебник.
Учебник является основой как преподавателя, так и студента. Однако это не единственный обучающий материал, который должен использоваться на уроках английского языка для детей. Мы помним, что детские занятия не должны быть однообразными. Все занятия нельзя посвящать исключительно отработке упражнений из книги. Каждый урок должен включать в себя аудио- или видеоматериал, чтобы ребенок максимально часто слышал оригинальный язык носителей. И, конечно, не обойтись без разных игр, которые помогут ознакомиться с новым материалом, а также закрепить его на практике.
Итак, выбирая лингвистическую школу, обратите внимание на пару важных факторов:
грамотно и удачно составленная программа – ребенку важно, чтобы учебный материал был простым и доступным, у него не должно возникать трудностей с его восприятием. В языковых школах заботятся о том, чтобы программа была составлена в соответствии с образовательными нормами, отвечала запросам родителей и не перегружала маленьких студентов;
внимательный и опытный преподаватель – проведение уроков английского для детей – ответственное дело, требующее опыта и навыков, поэтому школа должна предоставить вам достойного профессионала, который найдет подход к ребятам и сможет объяснить все нюансы иностранной лексики и грамматики.
Поинтересуйтесь, как ребенок представляет себе будущие занятия, какие упражнения он хочет выполнять. Это поможет вам выбрать подходящую форму обучения. Важно, чтобы практика была сбалансированной, развивала как письменный, так и устный английский и при этом была достаточно динамичной и интересной.
Занятия должны быть не только полезными, но и интересными
Рассмотрим еще три аспекта, влияющих на эффективность обучения ребенка.
Периодичность проведения занятий. Школьникам свойственно быстро запоминать новый материал, но они так же быстро могут его и забыть. Поэтому важно, чтобы уроки английского для детей проходили несколько раз в неделю, но не очень часто – чтобы школьники не уставали и эффективность обучения не снижалась.
Обратите внимание, как программа и сам преподаватель адаптируются под разных студентов, какие игры и развивающие упражнения проводятся. Младшие школьники не могут долго сидеть за учебником или даже смартфоном, им на пользу пойдут активные занятия.
Даже если занятия будут проходить в группе, для любого ребенка очень важен индивидуальный подход. Какие-то темы будут даваться ему хуже, какие-то лучше – и преподаватель должен обращать на это внимание.
Наиболее обсуждаемая тема современных родителей при выборе курсов – дистанционное или очное обучение. Все чаще появляются онлайн-школы или курсы, предлагающие уроки английского для детей онлайн. Мнения разнятся, но сейчас чаще родители все-таки выбирают онлайн-обучение. Прежде чем выбрать школу или курсы, следует взвесить все плюсы и минусы этих двух форматов.
Особенности обучения онлайн
Среди плюсов, которыми могут похвастаться онлайн-занятия, следует сразу назвать экономию времени. Разумеется, в каждом районе большого города точно есть одна, а иногда и несколько школ иностранного. Такое разнообразие иногда даже усложняет выбор родителям, к тому же не всегда локальные школы подходят по другим параметрам. Часто родители вынуждены везти ребенка в другой конец города и тратить на дорогу минимум лишний час драгоценного времени. Здесь мы и начинаем думать об онлайн-уроках как варианте, который значительно экономит время и деньги на проезд.
Не каждому ребенку подходят сразу групповые занятия, особенно если он интроверт, и тогда онлайн-уроки могут дать ему своего рода толчок и облегченный старт. Однако не следует ставить крест на групповых занятиях офлайн, даже если ребенку будет тяжело первое время.
Еще один немаловажный плюс – это, конечно, развитие компьютерных способностей ребенка и интернет-грамотности. Говоря о развитии компьютерных навыков, мы подразумеваем работу на разных платформах и с разными приложениями. Современные дети в восторге именно от онлайн-формата, даже не все нуждаются в помощи родителей с подключением к занятию или использованием определенных ресурсов.
Но, как известно, у каждой медали две стороны, и обучение онлайн – не исключение. Во-первых, если у вас проблемы с интернетом или оборудованием – занятие оказывается под угрозой срыва. А во-вторых, чаще занятия онлайн не включают те виды физической активности, которые присутствуют на очных курсах. Так что ученик просто сидит на месте без движения долгое время. В результате к концу занятия он сильнее устает и быстрее забывает новый материал.
Особенности обучения офлайн
Возможность двигаться – это, несомненно, сильная сторона уроков английского для детей офлайн. Усидеть маленькому студенту 45 минут, а иногда час – тяжело и не очень полезно. Занятия достаточно разнообразны и проходят в игровой форме. Также плюсом является то, что учителю легче удержать внимание ребенка, очные занятия более склоняют к коммуникации.
Если дистанционные курсы часто индивидуальные или в мини-группах, то офлайновые преимущественно групповые – с количеством учеников до 10-12 человек.
Выбор формата занятий зависит от темперамента ребенка, ваших ожиданий от обучения и возможностей, а также поставленных целей и времени на их достижение.
Часто отсутствие мотивации – главная причина плохой успеваемости. Ребенок просто не понимает, почему он должен куда-то идти, проводить свое свободное время за учебниками и упражнениями, ведь вокруг так много интересных игр и возможностей повеселиться. Поэтому уроки английского для детей практически полностью теряют свою эффективность.
Задача родителей здесь – мотивировать ребенка. Если не удается найти личную цель школьника, ради которой он готов много и усердно работать, то можете ввести вознаграждение за успехи в обучении в виде дополнительных карманных денег, выходных в парке развлечений, любимых блинчиков с шоколадом. Поощрение должно быть не меньше и не больше усилий ребенка. Но сначала попытайтесь мотивировать школьника менее затратными способами, которые мы обсудим дальше.
Мотивация ребенка – первый шаг к успеху в обучении
Содержательный разговор перед началом обучения
Не ведите школьника на занятия, не объяснив, зачем это ему. Узнайте, что ему нравится учить и какие предметы доставляют наибольшее удовольствие. Если ребенок не интересуется языками, успокойте его и расскажите, что в школе иностранного ему не придется учить стихи и писать произведения – он просто будет много общаться со сверстниками и участвовать в интересных групповых играх. Звучит заманчиво, к тому же, это правда!
Приведите примеры пользы от знания иностранного: «В этом учебном году ты выучишь много новых слов и научишься говорить по-английски. А летом мы поедем за границу, и ты сможешь пообщаться с детьми из разных стран». Если ваш ребенок уже знает ответ на вопрос, кем он станет, когда вырастет, расскажите, как в этой профессии понадобится иностранный. Покажите, что знания дают множество возможностей.
Иностранный дома
Игровые методики на уроках английского для детей – главное преимущество обучения на курсах. С помощью игровых заданий вы можете заинтересовать ребенка еще до начала обучения – и это будет правильным ходом. Дети на занятиях иногда стесняются говорить при других людях, но ситуация кардинально меняется, если они привыкнут к этому дома.
Самый простой способ – загрузить приложения, где ребенок будет знакомиться с лексикой и грамматикой в форме игры. Еще один хороший вариант – ввести час английского. В течение этого часа все дома должны говорить на иностранном. Вы можете также запоминать названия предметов, цифры и цвета. Ведите простые диалоги о дне, погоде, еде и т.д. Это не только весело, но и развивает слух и разговорные навыки, увеличивает словарный запас.
Хороший пример родителей
Так или иначе дети копируют поведение родителей и перенимают их суждения, поэтому важно показывать им образцовый пример. Учите иностранный вместе с ребенком, выполняйте простые упражнения в тех же приложениях, смотрите мультфильмы в оригинале, указывайте дорогу иностранцам в городе. Можете устраивать семейные соревнования – кто скорее запомнит пять слов или кто первым расскажет о погоде, тот сегодня не моет посуду, например.
Когда вы наконец-то нашли курсы, соответствующие ожиданиям ребенка и вашим требованиям, ни в коем случае не расслабляйтесь. Ведь обучение всегда нужно дополнять самостоятельной практикой, чтобы добиться вершин. Давайте посмотрим, как можно разнообразить обучение, чтобы поддерживать интерес ребенка и дополнительно развить имеющиеся навыки.
Играем и учимся
Получать ценные знания можно не только на уроках английского для детей. Добавьте полезные лингвистические игры в ваш досуг. Это могут быть увлекательные задания для всей семьи или индивидуальные игры.
Всей семьей вы сможете играть в такие игры как «Назови все предметы вокруг себя на иностранном», «Дай пять характеристик любому предмету», «Переведи слово». Для начинающих подойдет всем знакомая «Игра в слова», только на английском. Играйте во все, на что у вас хватит фантазии, главное – чтобы было весело.
Для самостоятельной учебы через игру подойдут специальные приложения, которые мы уже неоднократно обсудили выше. Это одновременно развлечение и практика, так что 15-20 минут каждый день не будут ощущаться как обучение, зато принесут ощутимый результат. Ребенок будет лучше запоминать новые слова и сможет отработать грамматические правила.
Смотрим мультфильмы с пользой
Пожалуй, многие любимые мультики в оригинале озвучены именно на английском. Самое время пересмотреть их без дубляжа, ведь такая практика помогает лучше воспринимать иностранный на слух и расширяет словарный запас. Смотрите те мультфильмы, которые ребенок хорошо знает, чтобы он не путался в сюжете и ему легче было понимать новую лексику из контекста.
Если ребенок достаточно хорошо читает на родном языке, можно подключить субтитры. Периодически ставьте мультфильм на паузу и спрашивайте, что ребенок понял, а непонятные моменты обсуждайте. Также можете сделать акцент на простых, но часто употребляемых словах, так их будет проще запомнить благодаря ассоциации с мультфильмом.
Читаем
Для этого метода можно брать не обучающие материалы, которые используются на уроках английского для детей, а художественную литературу. Выбирайте максимально простые книги, ведь непонятный набор слов только разочарует ребенка, и снова заставить его читать будет очень тяжело. Так же, как и с мультфильмами, можно брать любимые книги, которые ребенок уже читал на родном языке.
Выбор уроков английского для детей, а также их дополнение и разнообразие – важный процесс, проходить который необходимо поэтапно. Начинайте с малого, показывайте вдохновенный пример, прислушивайтесь к своему ребенку, учитывайте его пожелания и сомнения, проходите путь обучения вместе. А когда придет время, не забудьте похвалить своего ребенка за первые успехи в изучении иностранного.