Игры – неотъемлемая часть изучения языка, ведь без удовольствия от учебы теряется мотивация двигаться дальше. Задания, которые не включают ученика в процесс познания и коммуникации, будут иметь сомнительный успех. Игры можно использовать не только во время групповых, но и индивидуальных занятий, дополняя традиционные упражнения. Это касается не только детских, но и подростковых групповых занятий – иногда даже в большей мере.

Предлагаем универсальные игры, которые доказали свою эффективность на занятиях и адаптация которых позволяет использовать их во время групповых и индивидуальных занятий.
 

Три универсальные игры для детей на уроках английского

Show, draw, or explain

Цель: закрепление пройденной лексики

Уровни: А1-В2

Возрастная группа: 6-100+

Участники: игра в паре или группах, оптимальное количество игроков в группе – 3-4

Необходимые материалы: игральные кубики, доска (при отсутствии – лист бумаги), карты / список на доске с целевой лексикой

Преимущества: универсальность, большой диапазон вариаций, подходит практически для любого возраста и уровня, не требует детальной подготовки, идеально для отдыха или налаживания дисциплины

 

Show, draw, or explain – вариация игры Alias или «Крокодила», однако с расширенными и адаптивными правилам. Суть игры: на доске (бумаге) рисуются грани кубика или цифры от 1 до 6, где каждый номер – условие объяснения определенного слова или словосочетания. Игрок бросает кубик и объясняет слово в соответствии с заданным условием. Лексика для игры может быть указана как на отдельных карточках, так и списком на доске или даже в книжке. Для самых маленьких учеников вместо слов на доске можно разместить флэш-карты. Перед игрой желательно повторить целевую лексику с помощью упражнения в парах на matching / fill in the gaps, презентации PowerPoint, флэш-карт или просто наводящих вопросов. Основное условие – ученики должны быть ознакомлены с лексикой перед самой игрой. 

 

Пример игры

Возрастная группа: 8-9

Тема: Places in the city

Преподаватель представляет игру и пишет условия на доске / бумаге:

  1. show
  2. draw
  3. explain
  4. “banana”
  5. jump and explain
  6. explain in robot’s voice

Далее игроки знакомятся с правилами (лучший вариант: выбрать одно слово и привести примеры на каждое из условий), после чего преподаватель задает необходимые ICQs (Instruction Checking Questions) и делит группу на команды (от 2 до 4 игроков), у каждой из которых есть карточки / список с лексикой и игральный кубик. По очереди игроки бросают кубик и объясняют слова. Например, выпадает цифра 4, поэтому игрок должен сказать предложение, заменив целевое слово на “banana”: You can buy cakes and croissants in the “banana” (“banana” = bakery), а остальные игроки отгадывает его. Выигрывает группа, которая первая отгадает все слова. 

 

Вариации игры

  • Для самых маленьких учеников список условий можно сократить до 2-3, например: 
    1, 3 – show
    2, 4 – draw
    5, 6 – make a sound

  • Для активных учащихся в возрасте 10-12 лет можно расширить список условий до 12, взяв 2 кубика и написав больше условий в стиле: explain jumping, explain in granny’s voice, explain singing и тому подобное.

  • Для высших уровней и старших учеников условия можно расширить и добавить пройденную грамматику, например: explain using Passive Voice, explain using 1st Conditional и тому подобное.

Вариативность и универсальность игры делают ее незаменимым инструментом преподавателя и помогают учащимся усвоить лексику через ассоциации и контекст.
 

Три универсальные игры для детей на уроках английского - 2

Bingo!

Цель: закрепление пройденной грамматики / лексики

Уровни: А1-В1

Возрастная группа: 6-100+

Участники: игра в паре или группах, оптимальное количество игроков в группе – 4-5

Необходимые материалы: бланк для бинго, карточки с целевой лексикой / грамматикой 

Преимущества: подходит как для закрепления лексики, так и грамматики, занимает немного времени, требует вовлечения каждого игрока

 

Вариации игры

Для закрепления лексики: ученики делятся на группы, каждый из них получает свой уникальный бланк со словами / словосочетаниями (бланк бинго может быть на 9, 16 или 25 ячеек). По очереди игроки вытаскивают карточку со словом и называют его / показывают / составляют с ним предложения / называют антоним или синоним / называют значение (в зависимости от уровня группы), другие игроки зачеркивают соответствующее слово на своем бланке. Выигрывает тот, у кого первого сложится «бинго» – вертикальный, горизонтальный или диагональный зачеркнутый ряд ячеек. Можно играть в «супербинго» – когда зачеркнуты все ячейки, в таком случае количество карточек со словами должно превышать количество ячеек. 

Для закрепления грамматики: игру можно использовать для повторения прошлой формы глаголов – на бланке пишется инфинитив слова, задача игрока – составить предложение, используя слово во второй или третьей форме. Например: I bought a car yesterday. Игроки должны найти на своем бланке инфинитив слова и зачеркнуть bring. Другие примеры: на бланке может быть Active Voice (на карточках – Passive Voice), начало / окончание предложения в Conditionals, часть речи или грамматическое время и тому подобное.

Bingo! позволяет не только повторить лексику и грамматику, но и потренировать навыки слушания и внимание.
 

Три универсальные игры для детей на уроках английского - 3

Jeopardy

Цель: повторение пройденного материала

Уровни: А2-В2

Возрастная группа: 10-100+

Участники: игра в 2-3 командах, оптимальное количество игроков в команде – 3-4

Необходимые материалы: доска / бумага, карточки с вопросами, бумажные деньги, лучший вариант – подготовлена ​​игра в Power Point или на сайте

Преимущества: подходит для повторения пройденного материала, особенно перед тестами, предусматривает вовлечение через азарт и командную работу, подходит как для офлайновых, так и онлайн-занятий для разных возрастных групп

 

Игра базируется на классической викторине, где за каждый правильный ответ в определенной категории игрок получает баллы. Чем труднее вопрос – тем большее количество баллов. Выигрывает игрок / команда, набравшая больше баллов. Игру можно адаптировать для самых маленьких, однако лучше ее использовать для старших учеников и высших уровней. 

Типы заданий: найти ошибку, привести примеры для заданной категории, вставить пропущенное слово, ответить на теоретические вопросы, переделать предложения в заданном времени, поставить слова в правильном порядке, угадать слово по определению и тому подобное.

Jeopardy является наиболее универсальной игрой, поскольку у нее широкий спектр задач. Можно добавить поля со смешными или креативными задачами, баллы заменить на бумажные деньги, использовать дополнительные видео или интерактивные материалы и готовить тематические викторины к праздникам.
 

Три универсальные игры для детей на уроках английского - 4

Преимущества включения игр в план урока

  1. Игра как icebreaker: игры помогают «растопить лед» в случаях, когда детям необходимо наладить отношения с другими учениками в группе или учителем (особенно на первых занятиях), снять стресс после или перед тестами, помочь новым ученикам адаптироваться в коллективе и ближе познакомиться с остальной группой. 
     
  2. Осознанное усвоение и применение нового материала: невозможно сыграть в игру, не зная ее правил, в процессе игры невозможно предугадать или списать ответы, поэтому ученики вынуждены осознанно использовать те или иные лексические / грамматические структуры, но без лишнего стресса и давления, как во время традиционных упражнений.
     
  3. Момент отдыха: у каждого занятия есть определенные пиковые точки, когда ученики утомляются, теряют концентрацию внимания или начинают нарушать дисциплину. В таких случаях игра выступает своеобразным «переключателем», который снимает напряжение и дает возможность отдохнуть как ученикам, так и учителю.
     
  4. Игра как поощрение: мало кто откажется от игры вместо скучных упражнений или в качестве вознаграждения за хорошую работу. Правила типа «не общаемся на родном языке на занятии – играем в игру» или «придерживаемся дисциплины – упражнение заменяется игрой» часто действуют безотказно даже среди наименее активных и мотивированных учеников.

 

Основная задача учителя – подготовка, ненавязчивый мониторинг процесса игры, ее адаптация к потребностям конкретной группы, фидбэк по завершению и умение импровизировать, когда что-то идет не по плану. 

 

Валерия Трикиша, преподаватель Грин Кантри

Валерия Трикиша

 

Дата публикации: 2 февраля 2021