Игры – неотъемлемая часть изучения языка, ведь без удовольствия от учебы теряется мотивация двигаться дальше. Задания, которые не включают ученика в процесс познания и коммуникации, будут иметь сомнительный успех. Игры можно использовать не только во время групповых, но и индивидуальных занятий, дополняя традиционные упражнения. Это касается не только детских, но и подростковых групповых занятий – иногда даже в большей мере.
Предлагаем универсальные игры, которые доказали свою эффективность на занятиях и адаптация которых позволяет использовать их во время групповых и индивидуальных занятий.
Цель: закрепление пройденной лексики
Уровни: А1-В2
Возрастная группа: 6-100+
Участники: игра в паре или группах, оптимальное количество игроков в группе – 3-4
Необходимые материалы: игральные кубики, доска (при отсутствии – лист бумаги), карты / список на доске с целевой лексикой
Преимущества: универсальность, большой диапазон вариаций, подходит практически для любого возраста и уровня, не требует детальной подготовки, идеально для отдыха или налаживания дисциплины
Show, draw, or explain – вариация игры Alias или «Крокодила», однако с расширенными и адаптивными правилам. Суть игры: на доске (бумаге) рисуются грани кубика или цифры от 1 до 6, где каждый номер – условие объяснения определенного слова или словосочетания. Игрок бросает кубик и объясняет слово в соответствии с заданным условием. Лексика для игры может быть указана как на отдельных карточках, так и списком на доске или даже в книжке. Для самых маленьких учеников вместо слов на доске можно разместить флэш-карты. Перед игрой желательно повторить целевую лексику с помощью упражнения в парах на matching / fill in the gaps, презентации PowerPoint, флэш-карт или просто наводящих вопросов. Основное условие – ученики должны быть ознакомлены с лексикой перед самой игрой.
Пример игры
Возрастная группа: 8-9
Тема: Places in the city
Преподаватель представляет игру и пишет условия на доске / бумаге:
Далее игроки знакомятся с правилами (лучший вариант: выбрать одно слово и привести примеры на каждое из условий), после чего преподаватель задает необходимые ICQs (Instruction Checking Questions) и делит группу на команды (от 2 до 4 игроков), у каждой из которых есть карточки / список с лексикой и игральный кубик. По очереди игроки бросают кубик и объясняют слова. Например, выпадает цифра 4, поэтому игрок должен сказать предложение, заменив целевое слово на “banana”: You can buy cakes and croissants in the “banana” (“banana” = bakery), а остальные игроки отгадывает его. Выигрывает группа, которая первая отгадает все слова.
Вариации игры
Для самых маленьких учеников список условий можно сократить до 2-3, например:
1, 3 – show
2, 4 – draw
5, 6 – make a sound
Для активных учащихся в возрасте 10-12 лет можно расширить список условий до 12, взяв 2 кубика и написав больше условий в стиле: explain jumping, explain in granny’s voice, explain singing и тому подобное.
Для высших уровней и старших учеников условия можно расширить и добавить пройденную грамматику, например: explain using Passive Voice, explain using 1st Conditional и тому подобное.
Вариативность и универсальность игры делают ее незаменимым инструментом преподавателя и помогают учащимся усвоить лексику через ассоциации и контекст.
Цель: закрепление пройденной грамматики / лексики
Уровни: А1-В1
Возрастная группа: 6-100+
Участники: игра в паре или группах, оптимальное количество игроков в группе – 4-5
Необходимые материалы: бланк для бинго, карточки с целевой лексикой / грамматикой
Преимущества: подходит как для закрепления лексики, так и грамматики, занимает немного времени, требует вовлечения каждого игрока
Вариации игры
Для закрепления лексики: ученики делятся на группы, каждый из них получает свой уникальный бланк со словами / словосочетаниями (бланк бинго может быть на 9, 16 или 25 ячеек). По очереди игроки вытаскивают карточку со словом и называют его / показывают / составляют с ним предложения / называют антоним или синоним / называют значение (в зависимости от уровня группы), другие игроки зачеркивают соответствующее слово на своем бланке. Выигрывает тот, у кого первого сложится «бинго» – вертикальный, горизонтальный или диагональный зачеркнутый ряд ячеек. Можно играть в «супербинго» – когда зачеркнуты все ячейки, в таком случае количество карточек со словами должно превышать количество ячеек.
Для закрепления грамматики: игру можно использовать для повторения прошлой формы глаголов – на бланке пишется инфинитив слова, задача игрока – составить предложение, используя слово во второй или третьей форме. Например: I bought a car yesterday. Игроки должны найти на своем бланке инфинитив слова и зачеркнуть bring. Другие примеры: на бланке может быть Active Voice (на карточках – Passive Voice), начало / окончание предложения в Conditionals, часть речи или грамматическое время и тому подобное.
Bingo! позволяет не только повторить лексику и грамматику, но и потренировать навыки слушания и внимание.
Цель: повторение пройденного материала
Уровни: А2-В2
Возрастная группа: 10-100+
Участники: игра в 2-3 командах, оптимальное количество игроков в команде – 3-4
Необходимые материалы: доска / бумага, карточки с вопросами, бумажные деньги, лучший вариант – подготовлена игра в Power Point или на сайте
Преимущества: подходит для повторения пройденного материала, особенно перед тестами, предусматривает вовлечение через азарт и командную работу, подходит как для офлайновых, так и онлайн-занятий для разных возрастных групп
Игра базируется на классической викторине, где за каждый правильный ответ в определенной категории игрок получает баллы. Чем труднее вопрос – тем большее количество баллов. Выигрывает игрок / команда, набравшая больше баллов. Игру можно адаптировать для самых маленьких, однако лучше ее использовать для старших учеников и высших уровней.
Типы заданий: найти ошибку, привести примеры для заданной категории, вставить пропущенное слово, ответить на теоретические вопросы, переделать предложения в заданном времени, поставить слова в правильном порядке, угадать слово по определению и тому подобное.
Jeopardy является наиболее универсальной игрой, поскольку у нее широкий спектр задач. Можно добавить поля со смешными или креативными задачами, баллы заменить на бумажные деньги, использовать дополнительные видео или интерактивные материалы и готовить тематические викторины к праздникам.
Основная задача учителя – подготовка, ненавязчивый мониторинг процесса игры, ее адаптация к потребностям конкретной группы, фидбэк по завершению и умение импровизировать, когда что-то идет не по плану.
Валерия Трикиша, преподаватель Грин Кантри