"У меня плохая память! Эти слова не держатся в моей голове"! Как часто вы слышали или и сами говорили такие фразы, когда речь шла об изучении и запоминании иностранных слов? Действительно ли это такой тяжелый труд? Конечно, нельзя полностью отрицать, но, в действительности не все так сложно, как кажется на первый взгляд.

Поэтому как учить слова, чтобы они надолго, а то и навсегда, отметились в нашей…? Да, да, памяти! Все дело в памятиsmiley Если немножко глубже заглянуть в особенности протекания процесса запоминания, можно найти пути "сотрудничества" с ней. Тогда станет понятно, что не память у нас плохая, а, скорее всего, методы запоминания, которие мы используем.

В первую очередь обратимся к выводам интересного исследования, проведенного Германом Эббингаузом. В 19 веке этот немецкий ученый представил кривую забывания, которая проливает свет на секреты эффективного запоминания информации.

Кривая забывания от Германа Эббингауза

В результате экспериментальных исследований было доказано, что человек начинает забывать новую информацию почти сразу после ее получения. Большая часть этой информации забывается в течение первого часа, 2/3 - в течение первых суток. Потом процесс забывания замедляется, и через месяц в памяти остается всего лишь пятая часть новых знаний. На основе кривой забывания Эббингауза определены этапы оптимального повторения новой информации, так называемое интервальное повторение:

1. сразу после получения новой информации;

2. через 20-30 минут после первого повторения;

3. через 1 день после второго повторения;

4. через 2-3 недели после третьего повторения;

5. через 2-3 месяца после четвертого повторения.

Этапы повторения по Эббингаузу для лучшего запоминания

Так вот, один из секретов запоминания раскрыт, благодарим за это Эббингауза! Остается на себе проверить действенность представленных этапов повторения и найти эффективный способ изучения новых слов.

Существуют разнообразные методы овладения иностранной лексикой, в частности создание ассоциаций, использования карточек с изображением слов и их перевода, складывания личных рассказов с новыми словами/фразами, полезным является изучение их в контексте, например, из песен, стихов или фрагментов фильмов иностранным языком. Также значительной помощью является использование компьютерных программ, дополнений, таких как Quizlet, Memrise, Anki - чудесные инструменты для создания карточек и закрепления изученной лексики с помощью разнотипных интерактивных заданий. Каждый находит для себя самый оптимальный и действенный вариант.

Многим нравиться способ создания ассоциативных схем или mind maps. В своей книге "Maping Inner Space" Нэнси Маргулис рассказывает о причинах эффективности этого метода. Дело в том, что наш мозг "не хранит информацию линейно или столбиками, а на древоподобных дендритах, то есть с помощью определенных моделей, схем (паттернов) и ассоциаций. Вот, что больше вы будете сотрудничать с собственным мозгом за его методами запоминания, то легче и быстрее будете учиться".

Выходит, когда мы годами в школе писали в столбик "слово - транскрипция - перевод", то собственноручно препятствовали мозгу в запоминании. Зато, создавая самостоятельно ассоциативные схемы, мы подаем нашему мозгу комфортный для него вид информации.

Вот как выглядит пример схемы:

Ассоциативная схема для тренировки памяти
Этапы создания :

- избираем ключевое слово (например, сборное понятие: fruit, vehicles, appearance) и размещаем его посредине;

- на ответвлениях записываем связанные с общим, конкретные слова, фразы (например, к слову vehicles - bus, van, plane);

- на следующих ответвлениях можно поместить картинки с изображениями, определение слова/фразы (лучше всего - подавать определение на английском, например, использовав Cambridge Dictionary, а не украинский перевод), собственный пример предложения с этим словом/фразой.

Как составить mind map

С помощью таких mind maps можно изучать не только лексику, но и грамматику:

Как запомнить и выучить грамматику по mind map

Как учить английские времена по картам памяти
Примеры готовых схем можно найти на сайтах:

Однако, лучше всего - создавать собственные карты памяти, ведь таким образом мы осмысливаем информацию, а это согласно заключениям упомянутого Еббінгауза, в 9 раз эффективнее, чем механическое запоминание. Их можно рисовать на листах бумаги с помощью цветных ручек, карандашей, или использовать технические инструменты, в частности:

"Я с удовольствием изучаю иностранный язык, имею собственную коллекцию mind maps, благодаря правильным интервалам повторения новой информации, она хранится в памяти и я могу ее использовать". Звучит лучше, чем: "У меня плохая память", правда же? Если желаете подобно высказываться о своих успехах в изучении иностранного языка, с улыбкой и гордостью за собственные достижения, не тратьте попусту время, покоряйте языковые вершины с надежными инструментами уже сейчас!

 

 Юля Боднар, преподаватель Грин Кантри

 

Дата публикации: 13 марта 2019