Современное образование давно вышло за рамки передачи знаний. Роль преподавателя теперь значительно шире — он становится наставником, проводником и поддержкой для ученика.
В Грин Кантри мы часто говорим о том, что наши тичеры — не только преподаватели английского, но и настоящие менторы, которые создают атмосферу безопасности, поощряют к обучению и помогают раскрывать собственный потенциал.
В этой статье мы рассказываем о том, почему позитивный климат и мотивация имеют большое значение и каким образом преподаватель им способствует.

Системы образования различаются: у каждого из нас свой уникальный опыт обучения и потребности. Но существует ли единственно правильный ответ — как лучше получать качественные знания с комфортом и искренним желанием?
Обратимся к исследованиям:
1. Атмосфера + поддержка = мотивация, участие и успех. Согласно School Climate Theory, комфортный образовательный климат и активная поддержка со стороны преподавателя оптимизируют результаты.
В метаанализе исследований, которые в сумме охватили 73 824 участников (от младшей школы до старших классов), показано, что позитивный климат класса или группы связан с повышенной социальной компетентностью, мотивацией, вовлеченностью в обучение и лучшими академическими результатами. А ещё — со снижением проявлений эмоциональных расстройств, проблем поведения и деструктивных реакций.
Это означает, что атмосфера, в которой ученики чувствуют себя в безопасности и ощущают поддержку, — реальный фактор, усиливающий успешность и психологическое благополучие. И часто он влияет на мотивацию и результаты значительно сильнее, чем простой контроль или дисциплинарные правила.
2. Позитивная дисциплина, структура и поддержка лучше, чем просто контроль или хаос. Порядок даёт основу, а дружелюбная атмосфера поддерживает и усиливает результат.
В исследовании международной школы города Каир применение подхода позитивной дисциплины как модели управления классом на протяжении 6 лет способствовало улучшению психологического благополучия учеников и росту их академической успеваемости.
Основной вывод — не наказание и страх, а понимание, поддержка, взаимное уважение и чувство ответственности являются движущими силами обучения. Это очередной аргумент в пользу того, чтобы школы и центры развития были не только местом дисциплины, но и пространством доверия и безопасности.
3. Во всём нужен баланс: чрезмерный контроль и консерватизм угрожают страхом и тревожностью, что ухудшает мотивацию и результаты. А дружелюбная атмосфера и ясные ожидания способствуют устойчивой мотивации.
По результатам исследования Programme for International Student Assessment (PISA) установлено, что благоприятный поведенческий климат в классе, отсутствие хаоса и проблем с дисциплиной коррелирует с более высокими результатами учеников независимо от их социально-экономической базы.
Это означает, что порядок, структурированность и сбалансированный контроль способствуют эффективности обучения. Следовательно, равновесие между свободой и структурой важно: в комплексе они дают наибольший результат.
Помимо безопасной среды, мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих успех в изучении языка. Программа будет эффективнее, если ученик наполнен энергией и внутренним желанием двигаться вперёд.
Мотивацию можно разделить на три типа:
Внутренняя — наиболее устойчивая и эффективная форма мотивации. Ученик учится не потому, что нужно, а потому, что это делает его сильнее, умнее, открывает новые возможности.
Деятельность приносит удовольствие сама по себе: мне интересно, хочется попробовать, я люблю английский или уроки.
Внешняя — стимулы, которые воспринимаются как признание усилий и компетентности. С ними нужно быть осторожными, чтобы не помешать внутреннему интересу.
Меня мотивирует что-то извне — награда, похвала, рейтинг, бейдж, конкуренция.
Социальный контекст — атмосфера на уроках, отношения между учениками, взаимодействие с преподавателем, эмоциональный климат группы. Сообщество, наполненное поддержкой и дружеской атмосферой, усиливает результаты обучения.
Я нахожусь в среде, где меня принимают, слышат и поддерживают.
В современной педагогике одним из наиболее влиятельных подходов к пониманию мотивации является теория самодетерминации. Согласно ей, настоящий самоконтроль и внутренняя мотивация, критически важные для качественного обучения, происходят из удовлетворения трёх базовых психологических потребностей:
1. Автономии — чувство выбора, свободы и контроля над тем, как и почему ученик учится. Возможность влиять на собственный процесс, выбирать темп, формат или тему способствует естественному росту мотивации.
2. Компетентности — ощущение «я могу», «я прогрессирую», «у меня получается лучше, чем вчера». Речь идёт не об идеальности, а о маленьких шагах вперёд, которые укрепляют веру в собственные способности.
3. Связи — потребность принадлежать сообществу, быть частью группы, ощущать поддержку.
Когда эти три потребности удовлетворены, ученики проявляют устойчивую внутреннюю мотивацию, высокий самоконтроль, лучшую концентрацию и большее удовольствие от обучения.
В Грин Кантри мы работаем сразу со всеми уровнями мотивации — внутренним интересом, внешними стимулами и социальным окружением. Это даёт комплексный, сбалансированный эффект: ученики не только учат английский, но и получают удовольствие от процесса, ощущают собственный прогресс и поддержку группы.
Мы выяснили, что на качество обучения влияет не только программа: атмосфера на занятии тоже играет важную роль. Поэтому, помимо объяснения материала, преподаватель выполняет ещё несколько ключевых ролей — разберём их на примере Грин Кантри:
Фасилитатор обучения. На наших уроках 70% времени отводится практическим упражнениям — самостоятельным, в парах или в группах. Поэтому одна из ключевых задач учителя — удерживать ход занятия и задавать правильное направление.
Тичер планирует активности на уроке и контролирует их выполнение: направляет дискуссии, создаёт условия для языковой практики, выборочно корректирует ошибки, не прерывая речь, чтобы поддержать коммуникацию и помочь совершенствоваться.
Куратор. Каждый преподаватель анализирует результаты и успехи детей после выполнения Self Study: соответственно, замечает аспекты, требующие дополнительного объяснения, и выделяет на это время в начале урока.
Кроме того, он даёт конструктивную обратную связь о прогрессе и рекомендации для дальнейшего развития.
Организатор активностей вне уроков. Помимо обычных занятий, в Грин Кантри регулярно проходят бесплатные англоязычные события, полезные вебинары и другие возможности для языковой практики. Их координируют преподаватели — так же, как и на обычных уроках, они помогают в выполнении заданий, исправляют ошибки, объясняют правила и поддерживают учеников.
Ментор. Одной из важных задач любого преподавателя является психологическая поддержка и создание безопасной среды для детей. Тичеры учат строить коммуникацию, не бояться ошибок и собственных проявлений — выражения своего мнения, самореализации в рамках школы, активности на занятиях и вне их.
Мы не ограничиваемся контролем успеваемости или оценками: мы мотивируем разными способами, строим занятия вокруг интересных тем и создаём безопасное пространство и сообщество, где ученикам комфортно с преподавателями.
Приглашаем присоединиться 
Осталось символов: 500