Помните последнюю грамматическую тему, которую изучали ваши ученики по учебнику? Пришлось ли вам, как учителю, объяснять грамматические правила? Скорее всего, ответ на этот вопрос у большинства учителей будет утвердительным. А вот интересно ли ученикам было слушать объяснения? Тут уже большинство из нас задумается, прежде чем дать утвердительный ответ Наиболее часто грамматический и лексический материал в разных учебниках подано таким образом:
1) Новые слова/новая грамматика
2) Упражнения для практики
3) Использование выученного
Здесь несложно увидеть известный многим формат - Presentation – Practice – Production (PPP), который часто изображают в форме треугольника.
Почему именно треугольника? Считается, что самая первая стадия Presentation должна занимать наименьшее количество времени, на этой стадии преподаватель обычно объясняет грамматическую структуру или демонстрирует новые слова (например, с помощью картинок). Гораздо больше времени занимает вторая стадия Practice, во время которой ученикам предлагается выполнить ряд заданий с новыми словами или грамматикой. Начинать следует с более легких упражнений, где есть лишь 1 правильный вариант ответа (например, multiple choice, spot and correct the mistakes, fill in the gaps), такие задания принадлежат к Controlled practice. А продолжить стадию практики следует более сложными упражнениями, Semi-controlled practice, где у учеников будет больше свободы в применении нового материала (например, describing pictures, completing dialogues). И, соответственно, наибольшую часть времени должны занимать задания, что относятся к стадии Production (например, interviews, role-plays, creating stories) и позволят ученикам использовать выученное в коммуникативных заданиях и ситуациях, приближенных к реальной жизни.
С первого взгляда, формат РРР достаточно эффективный и действенный. Но существует несколько существенных недостатков:
1) Учитель «в центре внимания» во время стадии Presentation
2) Ученики часто теряют интерес уже в начале урока, поскольку просто слушать объяснения преподавателя не особо интересно
3) Ученики очень быстро привыкают к однотипности структуры уроков, поэтому занятия становятся очень предсказуемыми
Интересной альтернативой формату РРР является формат формат Task-Based Learning (TBL), который насчитывает четыре основные стадии:
Во время первой стадии, преподаватель предлагает детям устное задание, (например, для учеников 2 класса – описать свою комнату в парах), в ходе которого ученики используют ту лексику и грамматику, что им уже известна. На второй стадии учитель предлагает необходимую грамматику и лексику (в нашем примере – There is/are и мебель, предмети в комнате). Третья стадия практически не отличается от практики в формате РРР. И, наконец, во время последней стадии учитель дает похожее задание, как и в начале урока, но более усложненное, например, нарисовать, описать и презентовать в группах комнату своей мечты. Таким образом, используя формат TBL, учитель всегда держит фокус занятия на учениках, а выполнение первого коммуникативного задания позволяет им почувствовать необходимость в грамматике/лексике, прежде чем учитель прибегнет к объяснениям, а значит, ученики будут более заинтересованы в изучении и будут чувствовать, зачем это нужно. Task-Based Learning является прекрасным способом организовать изучение иностранного языка вокруг небольших заданий (как в нашем примере – описать свою комнату), выполняя которые ученики имеют возможность учить новые лексические и грамматические темы, не начиная из «зазубривания» правил.
В то время, как TBL строится вокруг задания, есть очень похожий, но более глобальный формат - Project-Based Learning (PBL), что строится вокруг выполнения не отдельного задания, а целого проекта и может длиться не одно занятие. Для организации такого формата необходимы:
1) Интересные для учеников тема и вопросы, на которые они захотят найти ответы
2) Доступ к Интернету, благодаря чему ученики смогут найти нужную информацию
3) Возможность делиться идеями и работать в группе
4) Результат проекта – презентация, постер, доклад, видео и тд.
Посмотреть как и почему стоит попробовать Project-Based Learning можно на видео, а увидеть успешный пример организации РBL можно на видео ниже.
Самым сложным с организационной точки зрения, но, несомненно наиболее интересным форматом для проведения урока является Culture and Language Integrated Learning (CLIL). Этот метод объединяет в себе изучение не только иностранного языка, а и другой дисциплины (математики, истории, географии и тд) во время урока иностранного языка. Четких стадий не выделяется, ведь они очень зависят от выбранного «контента». Конечно, преподавателю нужно иметь не только знание иностранного языка, но и знание того предмета, который планируется включить в урок CLIL. Как организовать такой урок помогут подсказки из следующего видео.
Во время CLIL урока ученики будут иметь возможность развить не только свои навыки в иностранном языке, а и узнать что-то новое и интересное об окружающем их мире. Также, неоспоримым плюсом есть то, что этот метод можно использовать с учениками любого возраста. Например, изучая тему «еда» с малышами, можно разобрать здоровую и нездоровую пищу и научить
детей принципам правильного питания Интересные идеи для проведения Culture and Language Integrated Learning и использование такого формата можно увидеть в видео ниже.
Вдохновения и удачных занятий!
Мария Ольховик, старший преподаватель Грин Кантри