Помните последнюю грамматическую тему, которую изучали ваши ученики по учебнику? Пришлось ли вам, как учителю, объяснять грамматические правила? Скорее всего, ответ на этот вопрос у большинства учителей будет утвердительным. А вот интересно ли ученикам было слушать объяснения? Тут уже большинство из нас задумается, прежде чем дать утвердительный ответ smiley Наиболее часто грамматический и лексический материал в разных учебниках подано таким образом:

1) Новые слова/новая грамматика
2) Упражнения для практики
3) Использование выученного

Здесь несложно увидеть известный многим формат - Presentation – Practice – Production (PPP), который часто изображают в форме треугольника.

Форматы уроков английского языка

Почему именно треугольника? Считается, что самая первая стадия Presentation должна занимать наименьшее количество времени, на этой стадии преподаватель обычно объясняет грамматическую структуру или демонстрирует новые слова (например, с помощью картинок). Гораздо больше времени занимает вторая стадия Practice, во время которой ученикам предлагается выполнить ряд заданий с новыми словами или грамматикой. Начинать следует с более легких упражнений, где есть лишь 1 правильный вариант ответа (например, multiple choice, spot and correct the mistakes, fill in the gaps), такие задания принадлежат к Controlled practice. А продолжить стадию практики следует более сложными упражнениями, Semi-controlled practice, где у учеников будет больше свободы в применении нового материала (например, describing pictures, completing dialogues). И, соответственно, наибольшую часть времени должны занимать задания, что относятся к стадии Production (например, interviews, role-plays, creating stories) и позволят ученикам использовать выученное в коммуникативных заданиях и ситуациях, приближенных к реальной жизни.

С первого взгляда, формат РРР достаточно эффективный и действенный. Но существует несколько существенных недостатков:

1) Учитель «в центре внимания» во время стадии Presentation
2) Ученики часто теряют интерес уже в начале урока, поскольку просто слушать объяснения преподавателя не особо интересно
3) Ученики очень быстро привыкают к однотипности структуры уроков, поэтому занятия становятся очень предсказуемыми

Интересной альтернативой формату РРР является формат формат Task-Based Learning (TBL), который насчитывает четыре основные стадии:

На какие стадии делится урок английского для детей

Во время первой стадии, преподаватель предлагает детям устное задание, (например, для учеников 2 класса – описать свою комнату в парах), в ходе которого ученики используют ту лексику и грамматику, что им уже известна. На второй стадии учитель предлагает необходимую грамматику и лексику (в нашем примере – There is/are и мебель, предмети в комнате). Третья стадия практически не отличается от практики в формате РРР. И, наконец, во время последней стадии учитель дает похожее задание, как и в начале урока, но более усложненное, например, нарисовать, описать и презентовать в группах комнату своей мечты. Таким образом, используя формат TBL, учитель всегда держит фокус занятия на учениках, а выполнение первого коммуникативного задания позволяет им почувствовать необходимость в грамматике/лексике, прежде чем учитель прибегнет к объяснениям, а значит, ученики будут более заинтересованы в изучении и будут чувствовать, зачем это нужно. Task-Based Learning является прекрасным способом организовать изучение иностранного языка вокруг небольших заданий (как в нашем примере – описать свою комнату), выполняя которые ученики имеют возможность учить новые лексические и грамматические темы, не начиная из «зазубривания» правил.

В то время, как TBL строится вокруг задания, есть очень похожий, но более глобальный формат - Project-Based Learning (PBL), что строится вокруг выполнения не отдельного задания, а целого проекта и может длиться не одно занятие. Для организации такого формата необходимы:

1) Интересные для учеников тема и вопросы, на которые они захотят найти ответы
2) Доступ к Интернету, благодаря чему ученики смогут найти нужную информацию
3) Возможность делиться идеями и работать в группе
4) Результат проекта – презентация, постер, доклад, видео и тд.

Посмотреть как и почему стоит попробовать Project-Based Learning можно на видео, а увидеть успешный пример организации РBL можно на видео ниже.


Самым сложным с организационной точки зрения, но, несомненно наиболее интересным форматом для проведения урока является Culture and Language Integrated Learning (CLIL). Этот метод объединяет в себе изучение не только иностранного языка, а и другой дисциплины (математики, истории, географии и тд) во время урока иностранного языка. Четких стадий не выделяется, ведь они очень зависят от выбранного «контента». Конечно, преподавателю нужно иметь не только знание иностранного языка, но и знание того предмета, который планируется включить в урок CLIL. Как организовать такой урок помогут подсказки из следующего видео. 

Во время CLIL урока ученики будут иметь возможность развить не только свои навыки в иностранном языке, а и узнать что-то новое и интересное об окружающем их мире. Также, неоспоримым плюсом есть то, что этот метод можно использовать с учениками любого возраста. Например, изучая тему «еда» с малышами, можно разобрать здоровую и нездоровую пищу и научить
детей принципам правильного питания smiley Интересные идеи для проведения Culture and Language Integrated Learning и использование такого формата можно увидеть в видео ниже.

Вдохновения и удачных занятий!

Мария Ольховик, старший преподаватель Грин Кантри

Дата публикации: 26 апреля 2019