Содержание
1. Что такое смешанное обучение
2. Почему данная модель обучения эффективна для детей
3. Модели blended learning в изучении языка
4. Внедрение смешанного (blended) формата обучения: как это происходит
5. Опыт Грин Кантри
Изучение английского языка давно вышло за пределы школьного предмета. Сегодня это не только преимущество для каждого, кто стремится к качественному образованию, карьерному росту и свободе коммуникации, но и жизненно необходимая компетенция.
Соответственно, перед родителями часто возникает вопрос: как организовать обучение так, чтобы оно было и интересным, и эффективным?
Ответом является blended learning (смешанное обучение) — современный подход, сочетающий преимущества традиционных уроков с потенциалом цифровых технологий. В этой статье мы рассмотрим, в чем заключается суть подхода, какие модели смешанного обучения существуют и как эти принципы успешно внедряются в Грин Кантри.
С дистанционным и смешанным форматом обучения мы ближе познакомились в результате пандемии и введения военного положения: поэтому у нас — людей, которые проживают последние годы в турбулентном состоянии — идея альтернативных форматов не вызывает никакого удивления.
Но следует разобраться подробнее, почему такая модель обучения является эффективной.
Blended learning — образовательная модель, в которой традиционное обучение сочетается с онлайн-форматом. Другими словами, часть материала ребенок усваивает с помощью цифровых инструментов, а часть — под руководством преподавателя в классе.
Модель смешанного обучения позволяет:
эффективнее использовать время в классе: дети получают меньше монотонных теоретических объяснений от учителя, зато больше практикуют тему в речи
учиться в собственном темпе: дома ребенок может знакомиться с правилами, просматривать видео или выполнять упражнения столько раз, сколько нужно для усвоения именно ему
повысить мотивацию благодаря интерактивным форматам: использование онлайн-игр или мобильных приложений привлекает и интересует учеников
сделать процесс прозрачным для родителей: благодаря цифровизации процесса родители могут видеть, какую тему проходит ребенок, выполнил ли он все задания, есть ли прогресс или темы, которым следует уделить больше внимания.
Помимо удобства в организации образовательного процесса, такая модель имеет ряд преимуществ, которые влияют на результат. Современные исследования показывают, что ученики, обучающиеся в смешанном формате, имеют высокие результаты — порой лучшие, чем те, кто работает только по традиционной схеме.
Исследование Стэнфорда, проведенное в Монголии, показывает, что смешанная модель может быть столь же эффективной, как и очное обучение, но при этом иметь более низкую стоимость и меньшие затраты времени.
Китайское исследование показало, что студенты воспринимают смешанные курсы как высокоэффективные и привлекательные: это повышает их вовлеченность и, соответственно, положительно влияет на результаты обучения.
Для родителей это означает, что ребенок не только учит слова и правила, но и реально применяет английский в живом общении. А это главная цель языкового образования :)
Как и любой подход к преподаванию, blended learning имеет множество вариаций, каждая из которых подходит под разные потребности, возраст или уровень. Их количество варьируется в зависимости от классификаций: кто-то выделяет 6 самых популярных опций, другие насчитывают до 17.
Рассмотрим принципы некоторых из них:
Rotation model (модель ротации)
Ученики чередуют работу в классе и онлайн-задания по расписанию.
Подходит младшим школьникам: дисциплинирует и дает структурированность.
В ротационной модели у детей есть фиксированное расписание учебных активностей. Это могут быть онлайн-уроки, обсуждения под руководством учителя, работа в малых группах или практические задания. Такой подход особенно эффективен в школах, которые стремятся внедрять технологии, не разрушая традиционную структуру класса — он поддерживает заинтересованность учеников благодаря разнообразию и в то же время обеспечивает взаимодополняемость всех форматов.
Flex model (гибкая модель)
Основной контент подается онлайн, а преподаватель на уроках фокусируется на объяснениях и помощи.
Подходит тем, кто уже умеет организовывать свое время.
Цифровой подход является центром образовательного процесса в этой модели: большая часть обучения проходит онлайн, а учителя оказывают поддержку и вмешиваются только при необходимости. Особенностью является чрезвычайная гибкость, ведь ученики могут двигаться в своем темпе и обращаться за помощью тогда, когда им это необходимо. Такое самостоятельное обучение лучше всего подходит старшеклассникам или взрослым.
A La Carte model (модель на выбор)
Ребенок берет часть предметов онлайн, а остальные посещает очно
Удобно для старших школьников, которым требуется углубленное изучение английского
Эта модель предоставляет возможность выбора: дети могут проходить отдельные курсы онлайн, а остальные посещать очно. Это способ освоить дисциплины, которых может не быть в школьной программе, или подстроить обучение под особый график или интересы.
Face-to-Face Driver Mode (ротация в компьютерном классе)
Фокус на очных занятиях, дополнение — онлайн-инструменты.
Подходит для младших школьников или групп, где важно постоянное взаимодействие с преподавателем.
Здесь ведущую роль играет традиционное обучение, а онлайн-инструменты используются как дополнительный ресурс. Технологии не заменяют класс, а лишь усиливают учебный процесс, в то время как учитель контролирует темп и содержание обучения. Благодаря этой модели ученики могут лучше закреплять знания и знакомиться с цифровыми подходами в структурированной и позитивной среде.
Flipped classroom (перевернутый класс)
Дети сначала знакомятся с теорией дома, а на уроке больше говорят и взаимодействуют.
Это одна из самых популярных моделей, используемых для языковых курсов. Ее суть заключается в том, что ученики сначала знакомятся с новой темой самостоятельно — с помощью интересных онлайн-сервисов и платформ для дистанционного и смешанного обучения (видео, интерактивные упражнения, тесты). А уже во время урока основной фокус делается на практике: общении, выполнении заданий в парах и группах. Так большая часть занятия уделяется именно говорению, что является основой изучения языка.
Enriched Virtual model (обогащенный виртуальный формат)
Почти весь курс онлайн, но есть периодические живые встречи с преподавателем.
Актуально для дистанционных программ или для учеников с плотным графиком.
В этой модели ученики выполняют большую часть учебных заданий онлайн, но также посещают запланированные очные встречи с учителем. Такие занятия обеспечивают поддержку, разъяснения или возможность для обсуждения — соответственно, модель сочетает гибкость с сохранением определенной связи с классом. Подход является оптимальным для тех, кому важна и самостоятельность, и личное взаимодействие.
В дополнение, существует несколько вариаций индивидуальных или адаптивных моделей, которые используются реже, но также эффективны для изучения языков.
Задачей родителей при подобном формате является помочь ребенку правильно организовать время для онлайн-занятий, следить за балансом цифрового контента и реального взаимодействия, а также интересоваться прогрессом и хвалить за достижения.
Основной задачей школ, в свою очередь, является выбор правильной модели под возраст и потребности учеников, умение использовать правильные цифровые инструменты и делать онлайн-задания действительно интересными.
Что касается последнего, именно технологии — сердце blended learning — открывают более широкие возможности для изучения английского. Среди них:
LMS-платформы (Learning Management Systems). Это ресурсы, которые позволяют детям видеть задания и оценки, а родителям — контролировать прогресс. К ним относятся Google Classroom, Moodle или собственные системы школ.
Интерактивные тесты и игры. Именно игровой и динамичный формат (Kahoot!, Quizizz или другие) делает изучение лексики или грамматики более веселым и эффективным.
Мобильные приложения. Такие программы помогают тренировать знания дома — они распознают речь, предлагают онлайн-диалоги и задания на прослушивание языка. Это позволяет не только практиковаться полноценно без привлечения человека, но и делать это в удобное время и в комфортных объемах.

Аудио- и видеоресурсы. Благодаря видео, песням и аудиодиалогам дети практикуют языковые навыки — восприятие и понимание на слух.
Аналитика прогресса. Благодаря некоторым онлайн-инструментам преподаватели могут видеть, какие темы или аспекты требуют большего внимания, и корректировать урок.
Таким образом, EdTech не заменяет преподавателя, а усиливает его работу, делая обучение более персонализированным.
Мы в Green Country уже 20 лет обучаем детей английскому языку, поэтому знаем, как внедрить смешанный формат в изучение языка. На постоянной основе применяем:
Модель перевернутого класса. Дети сначала осваивают тему онлайн в удобное для себя время: просматривают видео, читают тексты, выполняют интерактивные упражнения. В классе же максимум времени посвящают общению, ролевым играм, командным проектам.
Так 70% занятия отводится именно на практику.
Собственное приложение. My Green Country — это мультифункциональный ресурс, который мы создали для качественного обучения и удобной организации. Он содержит все необходимое — от онлайн-платформы с цифровыми учебниками и заданиями до статистики, которую могут просматривать ученики, преподаватели и родители.
Живую практику. На уроках в Грин Кантри не существует учебниковых диалогов — вместо этого мы создаем реальные ситуации для наиболее эффективной практики. Дети общаются между собой, играя, имитируют заказ в ресторане или вопросы туриста в поездке, обсуждают изобретения, создают собственные презентации и общаются с носителями языка.
Уникальную систему мотивации. Чтобы обеспечить добросовестное выполнение заданий и ответственность, мы поощряем детей кантриками — школьной валютой — за выполненные упражнения или активность на уроках. Их можно потратить на брендовые товары, эмоции, благотворительность или пицца-пати с одногруппниками. Так дети прилагают усилия к учебе и остаются заинтересованными.
Итак, blended learning — это не временная мода, а образовательная стратегия, которая отвечает вызовам современности. Для детей это возможность учиться интересно и в собственном темпе, для родителей — гарантия того, что уроки дают реальный результат.
Осталось символов: 500