Английский для малышей – уже далеко не редкое явление. Изучать иностранный ребенок может одновременно с освоением родного языка, так он станет билингвом и будет владеть английским в совершенстве. В этой статье мы рассмотрим наиболее эффективные методики изучения английского языка для малышей, которые помогут сделать процесс обучения простым и действенным.
Содержание
1. Изучение английского с малышом: что нужно знать
2. Классификация методик обучения английскому языку
2.1. Принципы изучения английского для малышей
2.2. Образовательные игры
3. Образовательные методики, их преимущества и недостатки
3.1. Методика Зайцева
3.2. Методика Домана
3.3. Методика Монтессори
3.4. TPR
3.5. Методика Мещеряковой
3.6. Игровой метод
3.7. Смешанная методика
4. Рекомендации для родителей в процессе изучения английского языка малышом
5. Какие материалы использовать для занятий дома
Важность английского языка на сегодняшний день очевидна, все коммуникации, бизнес, искусство по большей части завязаны на нем. И желание поскорее вложить ценные знания в голову своего ребенка вполне логично. Однако не стоит торопиться, к этому процессу нужно подходить основательно. Главной проблемой для преподавателя или родителя является то, что малыш не умеет еще ни читать, ни писать, поэтому привычная стратегия освоения английского языка не подойдет. Но юный возраст имеет огромное преимущество – любовь к играм, которая присуща абсолютно всем детям. Благодаря ей в различных формах и с применением разных методик можно легко обучить малыша английскому языку, учитывая особенности его характера и увлечения.
Иностранным языкам легко обучаться через игру
Каждая методика из тех, которые мы рассмотрим ниже, рассчитана на определенный возраст. Считается, что лучший возраст для изучения английского языка для малышей – 3-4 года. Но не стоит огорчаться, если ребенок уже немного старше – существуют методики, предназначенные для дошколят.
По количеству участников образовательного процесса методики можно разделить на индивидуальные и групповые. Основным правилом при выборе здесь является уровень общительности и активности малыша: более спокойным детям будет не по себе в большом коллективе, в то время как разговорчивым непоседам в одиночестве будет просто скучно.
Существует пять базовых принципов, на которых построены все методики.
Естественность. В абсолютно новой, непривычной обстановке ребенок будет сосредоточен на окружающем мире, а не на обучении. Поэтому весь образовательный процесс должен происходить в естественной среде или максимально к ней приближенной. Так результат проявится намного быстрее.
Интерес. Основная задача преподавателя – показать малышу, что английский язык – это интересно. Иначе он очень быстро заскучает, а в голове сформируется стереотип, что изучение иностранных языков – трудное и ненужное занятие. В таком случае абсолютно все попытки и старания будут сведены к нулю.
Последовательность. Очевидный факт, но почему-то о нем часто забывают: начинать нужно с малого. И при этом развивать не только разговорную речь, но и грамматику, чтение, письмо. Если сосредоточиться только на чем-то одном, то ребенок не будет полноценно владеть английским.
Настойчивость. Малыши зачастую капризны и не хотят делать то, к чему их принуждают. В таком случае стоит поддаваться детским манипуляциям, а проявлять мягкую (!) настойчивость – и со временем ребенок войдет во вкус.
Игровая форма. Игрой заинтересовать ребенка проще всего, именно это поможет удерживать его внимание. Осваивать английский язык для малышей таким образом куда легче, чем в форме обыкновенных уроков.
Итак, игра – это верный способ привлечь внимание юного ученика. Также это основной инструмент познания мира и развития. Именно поэтому использование игровой формы обучения идеально подходит в изучении английского языка для малышей. Существует несколько типов игр и лучшие методики изучения английского языка объединяют в себе сразу несколько.
Ситуативные. На занятиях происходит моделирование различных ситуаций из жизни. Дети погружаются в ситуацию с определенным сценарием и ролями. Однако в некоторых местах ученикам необходимо действовать самостоятельно, проявляя свою креативность и смекалку.
Соревновательные. Необходимы для проверки усвоенного материала. Здесь применяются различные настольные игры, задачи и кроссворды. Побеждает тот, кто лучше всех усвоил пройденный материал.
Музыкальные. Сюда относятся песни, танцы, в том числе и с партнером, что способствует дополнительно развитию коммуникативных навыков.
Творческие. Это все, что только может придумать преподаватель: рисование, стишки, различные конкурсы.
На самом деле способов преподнесения информации малышу очень много, но мы рассмотрим самые популярные и эффективные из них.
Малыш проще запомнит буквы, если потрогает их
Данный метод изучения английского языка подходит детям от трех лет. Основным инструментом здесь являются кубики, на которых написаны слоги и слова. Между собой они отличаются также по цвету и имеют разный вес, издают звук (правильное произношение слова или слога). Играя с такими кубиками, дети учатся выстраивать последовательность слов в предложениях. Кроме того, улучшаются навыки разговорной речи и запоминаются различия между звуками.
Достоинства: большое количество упражнений, которые помогают выработать правильное произношение.
Недостатки: неудобно хранить материалы, отсутствует последовательность в процессе обучения.
Методика применима для большого возрастного диапазона: от полугода до дошкольного возраста. Она основывается на фотографической памяти малыша. Принцип занятий очень прост: на протяжении короткого промежутка времени ученику показываются карточки с изображениями, при этом учитель называет вслух предмет или существо, изображенное на карточке. Смена изображений происходит очень быстро: на каждую карточку отводится 1-2 секунды. Такой «марафон» длится 10 секунд.
Достоинства: новые слова запоминаются очень быстро, данный способ изучения английского языка отлично подходит малышам, особенно возрастом до трех лет.
Недостатки: отсутствие активной вовлеченности ребенка в процесс – он просто сидит и запоминает.
В отличие от предыдущего способа обучения, этот направлен полностью на самостоятельную работу малыша. Ему предоставляют специальные материалы и дают возможность изучать их. Педагог только помогает, если это необходимо, и не имеет права ни наказывать ребенка, ни поощрять его. Таким образом делается акцент на индивидуальное развитие интеллекта.
Более подробно об этом подходе можно прочитать здесь
Этот метод обучения английскому языку базируется на выполнении физических действий, которые соответствуют фразам учителя. Например, если учитель говорит «Jump!», то все прыгают, а если «Clap hands!» – хлопают в ладоши. Чем дальше, тем сложнее фразы.
Достоинства: при выполнении физических действий улучшается запоминание слов.
Недостатки: невозможно провести все занятие таким образом. Эта методика подходит только для 5-минутных перерывов.
Главное правило этого способа – удовольствие от изучения английского языка для малышей. Методика делится на несколько подходов в зависимости от возраста ученика:
I can sing – 3-5 лет – восприятие на слух, выполнение заданий преподавателя, игры и песни, используются аудиозаписи с речью носителей языка;
I can speak – 5-7 лет – приобретаются навыки разговорного английского, все разговоры происходят только на изучаемом языке, даже те, которые не касаются занятий;
I can read – 7-8 лет – используется методика цветочтения, главная цель – научить ребенка читать на английском и моментально понимать прочитанное независимо от того, черно-белый текст или цветной;
I can write – 8-9 лет – изучение грамматики, орфографии языка;
I can analyse – 9-10 лет – формирование способности анализировать устную и письменную речь.
Данная программа обучения весьма обширная и затрагивает не только дошкольный возраст, но дает возможность фундаментально изучить язык, уделяя достаточно времени каждому аспекту.
Программа подразумевает изучение английского языка для малышей от года. Суть ее проста: перед ребенком раскладывают фигурки знакомых ему животных или предметов. Каждая фигурка называется учителем вслух, ученик повторяет. Затем ребенок должен нарисовать одну из этих фигурок и вспомнить, как она называется на английском. После того, как заучена половина объектов, можно пробовать строить с учеником простой диалог.
Способ преподавания английского языка, который подходит ребенку лучше всего, ведь учитель создает индивидуальные правила изучения, исходя из особенностей малыша и комбинируя составляющие всех перечисленных способов. Главное достоинство здесь – индивидуальный подход. Ребенок не будет скучать, если для него создадут подходящие условия.
Конечно, если довериться профессиональным преподавателям, они с легкостью подберут методику, подходящую конкретному ребенку, или придумают свою собственную. Однако для того, чтобы улучшить эффект и ускорить процесс изучения английского языка малышом, можно заниматься с ним дома. И здесь пригодятся наши советы.
Главный критерий для выбора формы домашних занятий – характер и настроение малыша. Не нужно заставлять его играть, если он к этому не расположен в данный момент.
Процесс изучения языка должен быть максимально комфортным, иначе ребенок будет всячески против него.
Нельзя сравнивать своего малыша с другими. Каждый индивидуален, если у него чуть хуже успехи сейчас, то это не значит, что ситуация не улучшится завтра. Не нужно использовать сравнение как мотивацию, это скорее сработает в противоположную сторону и вызовет у ребенка комплексы.
Не нужно устраивать своего рода экзамены. Их будет достаточно в университете, а изучение английского языка должно проходить в удовольствие.
Не стоит загружать ребенка грамматикой. Пока он маленький, он все равно ничего не поймет и только лишний раз расстроится. Начинать обучение лучше всего с разговоров. Достаточно создать окружающую среду английского языка для малыша.
Заниматься с ребенком дополнительно дома однозначно стоит. Но знайте, что «взрослые» книги и прописи вызовут ровно ноль интереса у малыша. Поэтому можно использовать книжки с пестрыми картинками, большими буквами и несложными словами. Красочность и разнообразие привлечет внимание самых маленьких учеников. Также можно смотреть мультики на английском, так процесс превратится в развлечение. Слушайте обучающие аудиозаписи, а еще лучше – разговаривайте с малышом на английском, но для этого родителям нужно самим хоть немного знать его.
Какие материалы вы бы ни выбрали для домашних занятий, помните – чтобы закрепить эффект занятий с педагогом, необходимы две вещи: благоприятная обстановка дома и постоянное повторение материала. Так английский язык для малышей станет не скучным рутинным занятием, а веселой увлекательной игрой.
Влада Иванова